Количество страниц учебной работы 99,5
Содержание Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы підготовки дошкольников с ОНР к письму 8
1.1Психофизиологические особенности формирования графо-моторных навыков у дошкольников 8
1.2 Характеристика общего недоразвития речи 14
1.3Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Выводы по главе 25
Глава II. Экспериментальное исследование готовности детей с общим недоразвитием речи III уровня к обучению грамоте 27
2.1 Цель, задачи, организация и методика исследования 27
2.2 Содержание программы констатирующего эксперимента 30
2.3 Результаты констатирующего эксперимента 35
Выводы по главе 49
Глава III. Коррекционно-развивающая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников с ОНР III уровня. 51
3.1 Разработка коррекционной программы развития графомоторики у старших дошкольников 51
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 54
3.3 Рекомендации по совершенствованию развития графомоторики 61
у старших дошкольников с ОНР III уровня 61
Заключение 69
Список источников информации 73
Приложения 79
I.Учебно-методическая и монографическая литература
1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет Практическое пособие для педагогов и родителей. — М. АРКТИ, 2009– 88 с.
2. Венгер Л.А. Мелкая моторика рук «Психолог в дошкольном учреждении», М изд-во «ГНОМиД», 2012 – 318 с.
3. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. Астрель, 2012 – 127с.
4. Волкова Л. С. Логопедия — М. ВЛАДОС, 2015. – 145 с.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Издательство АСТ Харвест, 2008 – 24 с.
6. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. — Мозырь, 2009 – 24с.
7. Григоренко Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. — М. Педагогика, 2014 – 143 с.
8. ГризикТ.И.Методические рекомендации для воспитателей – М. Просвещение, 2014 – 198 с.
9. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма /Е. В. Гурьянов-М. Издательство АПН, 2009 – 318 с.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе — М. Академический Проект, 2014 – 184 с.
11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. — СПб. Детство-пресс, 2014 – 79 с.
12. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М. Педагогика, 2002 – 320 с.
13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М. Владос, 2011 – 280 с.
14. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет – М. Владос, 2013 – 250 с.
15. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет Пособие для логопеда в 2-х ч. Ч.2 Формирование элементарного графического навыка — М. Владос, 2013 – 111 с.
16. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб, 2015 – 224 с.
17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — Спб. Речь, 2014 – 330 с.
18. Логопедия Учебник для студ.дефектол.фак.пед.вузовпод.ред. Волковой Л.С.5-е изд. -М перераб.и доп. Изд. ВЛАДОС, 2009 – 703 с.
19. Лурия А.Р. Письмо и речь Нейролингвистическое исследование — М. Академия, 2002 – 346 с.
20. Методы обследования речи детей Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 4-е изд., доп. — М. АРКТИ, 2015 – 240 с.
21. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте // Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева — Спб Питер, 2008 –112 с.
22. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. Питер, 2015 – 352 с.
23. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей — М. «Гном и Д», 2013 – 40 с.
24. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. — М. ВЛАДОС, 2015 – 213 с.
25. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. — СПб. Лениздат Союз, 2014 – 240 с.
26. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает Метод.пособие — Великий Новгород НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012 – 44 с.
27. Основы специальной психологии/ Под.ред. Кузнецовой Л.В., Переслени Л.И., Солнцевой Л.И. — М. Педагогика, 2014 – 480 с.
28. Письмо и чтение трудности обучения и коррекция.2-е изд., испр; Под ред. О.Б. Иншаковой; МПСИ 2015 – 288 с.
29. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать./ Популярное пособие для родителей и педагогов. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. — Ярославль Академия развития. 2015 – 192 с.
30. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. — М. Эксмо-Пресс, 2015 – 71 с.
31. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии Практическое руководство для учителей и родителей. М. ТЦ Сфера,2014 – 128 с.
32. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология Учебное пособие. — М. ТЦ Сфера, 2015 – 256 с.
33. Уроки логопедии /Под ред. З.А. Репиной — Екатеринбург ЛИТУР, 2014 – 69 с.
34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. Альфа, 1994 – 103 с.
35. Эльконин Д.Б., Дубровина И.В. Психология формирования личности – М. Наука, 2010 – 218 с.
36. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 1989. С. 130-142. 37. Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 1989. С. 479-520. 38. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 2009 – 350 с. 39. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. номер 4. С. 39-51. 40. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Педагогика, 2008 – 287 с.
41. Эльконин, Д.Б. Развитие речи– М. Наука, 2014 – 377 с.
II.Периодические издания
42. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников./ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед. – 2015. –номер 3. – С.84-94
43. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2015. — номер 3. С. 38-41.
44. Гуськова А.А. К нам весна шагает [сцен.занятия о весне, в ходе которого дошкольники с ОНР развивают словообразоват. навыки] // Ребенок в дет. саду. — 2014. — номер 1. — С. 18-21.
45. Закондырина Э.Г. Наглядное моделирование как средство обучения словообразованию дошкольников с ОНР // Логопед. — 2014. — номер 4. — С. 18-21.
46. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. — 2008. — номер 8. С.16-19.
47. Использование метода наглядного моделирования при обучении связной речи у детей с общим недоразвитием речи / С. А. Прибылова. – С. 225-227. 48. Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. — 2015. — номер 6. — С. 36-41.
49. Литвинова И.Ю. Формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Авторское дидактическое пособие «Полянка родственных слов» для формирования функции словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Региональное образование XXI века проблемы и перспективы. — 2012. — номер 2. — С. 14-35.
50. Лопатина Л.В. Нарушения ручной и речевой моторики // Практическая психология и логопедия – 2014, номер 3, С. 19-27.
51. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание Ежемесячный научно-методический журнал. — 2015. — номер 12. С. 33-44.
52. Осташова С.В. Игры в развитии словообразования у детей с ОНР // Логопед. — 2014. — номер 5. — С. 87-93.
53. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание Ежемесячный научно-методический журнал. — 2015. — номер 3. С. 28-35
54. Чепикова В.М. Комплексные занятия по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР / В.М. Чепикова, М.В. Пустовалова // Там же. — 2012. — номер 3. — C. 31-39.
55. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития учебное пособие. — М. ТЦ Сфера, 2015 – 320 с.
56. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина- М. Издательский центр «Академия», 2014 – 240 с.
III.Интернет-ресурсы
57. Васильева Г. С. Формирование психологических предпосылок письма и развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. — pedsovet.org.
58. Зюзгина Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников / Л.А. Зюзгина, Ю.А. Исаева // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. — 2012. — номер 11. — С. 42-46. — Библиогр. с. 46 (4 назв.) ; То же [Электронный ресурс]. – URL http //zabavasad.ru/dlya-roditelej/didakticheskie-igry-v-korrekcii-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov/ (27.01.2015).
59. Керус Н. К. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. — aneks.spb.ru
60. Полушина Н.Ю. Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме формирование словообразования у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal [портал]. – [Б.м.], 2014. – URL http //nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/13/formirovanie-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-onr (27.01.2015).
61. Сомова М.П. Нарушение словообразования у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [сайт]. – М., 2014-2015. – URL http //festival.1september.ru/articles/606924/ (27.01.2015).
62. Ульянова С. В. Формирование графомоторных навыков у дошкольников — oer.94frspb. caduk.ru
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.