Московская Государственная Юридическая Академия
Первый Московский Юридический Институт
Кафедра «Международное публичное право»
Контрольная работа по Теме 4
Тема: Субъекты международного права
Выполнил студент
Москва
ПЛАН
1. Понятие и виды субъектов международного права
2. Международная правосубъектность народов (наций), ведущих борьбу за свою независимость
3. Вопрос о международной правосубъектности физических и юридических лиц
1. Понятие и виды субъектов международного права
В обшей теории внутригосударственного права признано, что субъектом системы права является лицо на которое распространяется действие ее норм. Однако МП, самостоятельная правовая система; поэтому понятия и категории, используемые в национальном право различных государств, не всегда идентичны, по содержанию, понятиям и категориям МП. Особенности МП как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности, и в конечном итоге, качественные характеристики субъектов МП.
Нужно заметить, что содержание термина «международная правосубъектность» в международно-правовых нормах не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом МП. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности субъекта МП, вытекающие из международно-правовых норм.
Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно, существуют две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).
Первичные субъекты МП (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов МП и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях. В МП не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичных субъектов; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования, Иными словами, правосубъектность первичных субъектов МП, не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов МП служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами МП в форме международного договора. Производные субъекты МП обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов МП зависят от воли первичных субъектов.
Однако субъекты МП не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из норм МП, но и обладают двумя другими важными характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.
Субъект МП: является коллективным образованием. Каждый субъект МП имеет элементы организации: государство – власть и аппарат управления; борющаяся нация – политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация – постоянно действующие органы и т.д. При осуществлении властных полномочий субъекты МП относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени; обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм.
Договорная право- и дееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты МП (в отличие от большинства субъектов внутригосударственного права) – не просто адресаты международно-правовой нормы, но и лица участвующие в ее создании. Все субъекты МП – одновременно и субъекты одной из главных отраслей МП – «права международных договоров и других источников МП».
Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом МП. Отсутствие у субъекта хотя бы одного качества не позволяет говорить об обладании лицом международной правосубъектностью в точном значении этого слова.[1]
Основные права и обязанности, присущие субъектам МП (самостоятельное участие в международных отношениях, право участвовать в принятии международно-правовых норм и т.д.), характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов МП. Права и обязанности, присущие субъектам МП определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей данного субъекта МП, например, конкретного государства, образуют индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.
Таким образом, правовое положение различных субъектов МП (или их субъективные права и обязанности) неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм, и, соответственно, круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.
2. Международная правосубъектность народов (наций), ведущих борьбу за свою независимость
Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное МП подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.
Принцип свободы самоопределения народов является одним из основных принципов МП, его становление приходится на конец XIX – начало XX веков. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г.
С принятием Устава ООП право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа МП. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила »ржание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970г. где говорится: «все народы имеют право свободно определять вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
В современном МП имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой МП; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения не единственное и в принципе, не главное проявление международной правосубъектности нации
Субъектом МП может быть признано только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударствснные функции. Иначе говоря, нация должны иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, управляемое население на контролируемой территории и т.д. Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций, нации, не оформленные в государство, но стремящиеся к его созданию в соответствии с МП.
Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.
В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами МП и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.
Иными словами, в современных условиях нужно говорить не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.
Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.
Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и пряна, за обладание которым она борется (вытекают из государственного суверенитета). Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных нрав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов МП; право на участие в международных организациях конференциях; право участвовать в создании норм МП и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.
Таким образом, правовое положение различных субъектов МП (или их субъективные права и обязанности) неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм, и, соответственно, круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.[2]
3. Вопрос о международной правосубъектности физических и юридических лиц
Проблема международной правосубъектности физических и юридических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западная доктрина МП признавала, в частности, за индивидом качество международной правосубъектности аргументируя свою позицию ссылками на возможность обращения индивида в международные органы за защитой своих прав. Юридические и физические лица в странах Западной Европы, кроме того, имеют право обращаться с исками в Европейский суд.
Советские юристы по идеологическим соображениям долгое время отрицали наличие у индивида международной правосубъектности. Однако в конце 80-х годов и в отечественной международно-правовой литературе начали появляться работы, в которых индивиды рассматривались как субъекты МП. В настоящее время число ученых, разделяющих эту точку зрения, постоянно увеличивается.[3]
На мой взгляд, ответ на вопрос, является ли индивид субъектом МП, зависит от того, какими характеристиками этот субъект, по нашему мнению, должен обладать. Если считать, что субъект МП это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм, лицо которое наделяется международно-правовыми нормами субъективными правами и обязанностями (как во внутригосударственном праве), то индивид, безусловно, является субъектом МП.
В МП имеется множество норм, которыми напрямую могут руководствоваться как физические (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и др.), так и юридические лица (Ныо-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 г. и т.д.).
Однако понятия и категории МП, как мы уже говорили, не всегда идентичны понятиям внутригосударственного права. И если мы считаем, что субъект МП не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм, но и является коллективным образованием (в отношении индивида), и, самое главное, принимает прямое участие в создании норм МП, то ни индивид, ни юридическое лицо к субъектам МП относить нельзя.
Задача. В число вопросов, рассматривавшихся 10 декабря 1996 г. на пятом заседании Консультативного заседания Совета субъектов РФ по международным и экономическим связям при МВД РФ, одно из основных мест заняла проблема объема правомочий субъектов Федерации в установлении официальных связей с государствами — членами СНГ и странами Балтийского региона. Тем самым была затронута проблема международной правосубъектности субъектов федеративного государства.
Отмечая важность восстановления традиционных связей российских регионов с бывшими республиками СССР в рамках общих интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, участники заседания указали на ряд негативных моментов, имеющихся в данной области.
Как можно оценить позиции ряда субъектов РФ (Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Саха-Якутия) в том, что касается их отношения к внешнеполитической деятельности в сопоставлении с применимыми положениями Конституции России?
Ответ
Основной проблемой в данном контексте является отнесение к ведению субъекта Федерации вопросов регулирования внешней политики и международных отношений. Право самостоятельно выступать участником международных отношений, заключать международные договоры предоставили сами себе Дагестан, Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Тыва, Ингушетия, Республика Коми, Мордовия. Более того, конституции этих республик (п. 3 ст. 89 Конституции Республики Татарстан, ст. 69 Конституции Республики Саха (Якутия), п. «з» ст. 88 Конституции Республики Башкортостан, п. 2 ст. 62 Конституции Чеченской Республики, п. 1 ст. 93 Конституции Республики Ингушетия), раскрывая полномочия высших органов власти республик, отмечают право республик определять и осуществлять ее внутреннюю и внешнюю политику. Так, согласно Конституции Башкортостана внутреннюю и внешнюю политику Республики Башкортостан определяет Государственное Собрание республики совместно с Президентом республики. Ст. 13 Конституции Бурятии закрепляет за республикой право в пределах своего ведения заключать международные договоры, устанавливать торговые и иные отношения с иностранными государствами.
В меньших объемах отнесли к своему ведению ряд прерогатив, нарушающих положение п. «к» ст. 71 Конституции РФ, Архангельская (ст. 23 Устава), Брянская (ст. 40 Устава), Воронежская (ст. ст. 33, 72 и 73 Устава), Омская (ст. 5 Устава), Тюменская (ст. ст. 6, 9 и 28 Устава), Свердловская (ст. 46 Устава), Самарская (ст. 95 Устава) области.
Конституция Российской Федерации относит внешнюю политику и международные отношения к предметам ведения Российской Федерации и лишь вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Никаких иных уточнений нет. Признания возможности субъектов РФ заключать соглашения в форме международных договоров нет также и в законе о международных договорах: заключение международных договоров относится к ведению Российской Федерации при согласовании его с органами того субъекта Федерации, интересы которого затрагиваются данным договором.
В своем письме Председателю Государственного Собрания Башкортостана Президент РФ В.В. Путин, требуя привести в соответствие федеральному республиканское законодательство, отметил, что в ряде статей конституции республики «проводится идея об установлении полной международной правосубъектности Республики Башкортостан, включая самостоятельное участие в международных и внешнеэкономических отношениях, в межгосударственных объединениях и содружествах государств, заключение международных договоров, обмен дипломатическими, консульскими и иными представительствами», что прямо противоречит Конституции РФ и выходит за пределы прав, определенных для российских регионов[4].
В известной степени противоречит данным установкам ряд положений договоров о разграничении полномочий, заключенных между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ряда субъектов Федерации. Так, возможность заключения международных договоров и соглашений предусмотрена п. 14 ст. 3 Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», п. 11 ст. II аналогичного соглашения с Татарстаном. Несколько иными полномочиями наделяются в соответствии с договорами о разграничении предметов ведения Свердловская область, Республика Саха, которые вправе заключать соответствующие договоры с субъектами иностранных федеративных государств, административно—территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств (ст. 13 Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Свердловской области», ст.1 договора с Республикой Саха (Якутия); ст. 3 Договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области», ст. 15 договора с органами власти Омской области).
Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Законом установлено: «Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государства, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств» (п.1 ст.1). Международные и внешнеэкономические связи осуществляются в форме соглашений.
Можно утверждать, что законодательство Российской Федерации в целом исходит из возможности участия субъектов Российской Федерации в международных и внешнеэкономических связях, при этом они не обладают всеми необходимыми элементами международной правосубъектности и не могут заключать международные межгосударственные договоры. Закрепленные права на заключение международных договоров, предоставленные Республике Татарстан и Республике Башкортостан, должны быть аннулированы как противоречащие федеральному законодательству. Соглашения между субъектами различных федераций, между субъектами федераций и иностранными государствами, соглашения внешнеэкономического характера не относятся международным правом к международным договорам. Субъекты Российской Федерации не обладают международной договорной правоспособностью.
Итак, Российская Федерация в лице своих федеральных органов государственной власти обладает монополией на осуществление международных договорных отношений. Субъекты Российской Федерации могут осуществлять международные и внешнеэкономические связи.
В частности, при анализе текста Конституции необходимо уточнить, в каком соотношении находятся между собой п. «к» ст. 71, закрепляющий, что внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры находятся в ведении Российской Федерации, и п. «о» ст. 72, предусматривающий, что координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В действительности противоречия здесь нет. Однако абсолютно неурегулирован на сегодняшний день процесс данной координации. Важной стороной внешнеполитической деятельности субъектов федерации является то, что федерация несет ответственность за последствия деятельности ее субъектов в области внешней политики и экономики. Целесообразно принятие федерального закона о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в вопросах внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Международная деятельность субъектов Российской Федерации может вестись по следующим направлениям:
1. Заключение разнообразных (политических, экономических) соглашений с субъектами международного права, прежде всего с государственными образованиями — членами других федераций.
2. Участие в работе международных организаций, прежде всего региональных.
3. Открытие представительств за рубежом. Представительства могут открываться прежде всего в странах и регионах, с которыми у российских регионов налажены разнообразные связи экономического, культурного, информационного характера.
Литература
- Аваков М. М. Правопреемство освободившихся государств. 1983.
- Игнатенко Г. В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. № 11
- Малинин С. А., Ковалева Т. М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 1992. № 5.
- Международная правосубъектность / Отв. ред. Д. И. Фельдман. М., 1971.
- Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О. И. Тиунов. М., 2003
- Теория права и международное право // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2002.
- Бекяшев К.А., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. Темы 5 и 6. С. 32—50.
- Ерпылева Н.Ю. Субъекты международного частного права // Международное публичное и частное право, №2, 2002
- И.И. Лукашук Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права, №3, 2002
- Л.П. Ануфриева Соотношение международного публичного и международного частного права //Журнал российского права, № 5, 2001
[1] Игнатенко Г. В. Теория права и международное право // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 524—529
[2]Международное право: учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. М., 2003. С.56
[3] Игнатенко Г. А Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. № 1. с. 14
[4] Цит. по.: Романова Л. Путин борется с местными суверенитетами // Независимая газета. 2000. 12 мая.