Количество страниц учебной работы 70,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладающего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладающего поведения7
1.2.Особенности мотивации как детерминанта совладающего поведения………………………………………………………………………..17
1.3.Защитные механизмы совладающего поведения и их проявление в детском возрасте24
Выводы по первой главе42
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования43
2.2. Результаты исследования49
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования61
Выводы по второй главе65
Заключение66
Список использованной литературы67
Приложения
Введение
Для успешного взаимодействия с трудной стрессовой, кризисной ситуацией, необходимы навыки совладающего поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых стрессовой, кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность. Совладающее с трудностями поведение или копинг — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в каждом возрастном периоде [23].
Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим человеку, осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться1 с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [19]. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, формирование навыков их гибкого использования адекватно требованиям условий ситуации повышает позитивный потенциал личности, развивает её психологическую устойчивость [11].
Далеко не всегда, ребенок, испытывающий стресс, прибегает к совладающему поведению, предпочитая поведение защитное. Психологическая защита — это система стабилизации личности, направленная на ограждение создания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций, личность использует специальные механизмы отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, отчуждение и другие [20].
В исследованиях З.Фрейда [39] было показано, что включение психологической защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к проявлению стабильных, длительно функционирующих дезадаптивных структур, которые в дальнейшем будут активизироваться в сходных жизненных обстоятельствах. Понятие «психологической защиты и защитного поведения» появилось в психотерапевтической практике в конце 19 века З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927 [16] и является предметом исследований в современной науке Р.М.Грановская, 1984, [12], Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, [18] В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер, 1990 [26]. Однако, мы рассматриваем совладающее поведение в широком его значении, туда входят и защитные механизмы, и копинг. По мнению Vailant разные патерные поведения имеют совладающую функцию. Совладающее поведение может брать на себя те или иные функции. Например, коллекция скелетов по Vailant, способствует избавлению страхов у детей. В нашем понимании совладающее поведение ближе к понятию стиля совладания, который подразумевает «генетически» различные механизмы.
Проблема совладающего со стрессом поведения, активно разрабатываемая за рубежом, с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых Л.А. Китаев-Смык 1983, Л.И.Анцыферова 1994, В.М. Ялтонский 1995, Н.Ф. Михайлова 1998, Сапоровская 2002, Е.В. Куфтяк 2003, О.Б. Подобина 2004, Е.А. Белан 2004 [24]. Актуальность исследования совладающего поведения детей, обусловлена тем, что обучение в школе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Помощь ребенку в формировании совладающего поведения, эффективна в преодолении стресса. Проблема изучение совладающего поведения у детей до сих пор до конца не разработана. Особого интереса, заслуживает младший школьный возраст. Развитие способов совладающего поведения, необходимо для профилактики уязвимости к стрессу, развитие поведенческих навыков, обучение навыкам поведения. Наиболее нуждаются в этом дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель исследования изучение механизмов и функций совладающего поведения у детей 7 -8 лет.
Объект исследования эмоционально-личностная сфера детей 7 -8 лет.
Предмет исследования механизмы и стратегии совладающего поведения детей и механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения детей 7 -8 лет.
Гипотеза исследования существует связь, между развитием совладающего поведения и мотивацией достижения в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования
1.Проанализировать особенности, закономерности и функции совладающего поведения в имеющихся теоретических и эмпирических исследованиях;
2.Определить особенности формирования совладающего поведения у детей;
3.Исследовать и выявить особенности, механизмы совладающего поведения у детей 7-8-лет;
4.Сформулировать выводы.
Методы исследования анализ литературы, наблюдение, беседа, проективные техники, методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Выявлена и описана феноменология, механизмы и соотношение различных видов совладающего поведения у младших школьников. Определены роль и значение использования совладающего поведения у детей в моделируемых эмоциогенных и травматических ситуациях.
Практическая значимость работы Результаты исследования представляют интерес для психологической, педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.