Количество страниц учебной работы 182,10
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………4
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.1 Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………….12
1.2 Психологическая сущность, структура и показатели развития творческих способностей…………………………………………………………………………18
1.3 Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников в учебной деятельности…………………..………………………………34 Выводы первой главы……………………………………………………………..43
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДРАЖАНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ ВЗРОСЛОМУ, ПРИНЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ РОЛЕЙ, САМООЦЕНКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Понятие психологического механизма………………………………………….45
2.2 Механизм подражания творческому взрослому как базовый психологический механизм развития творческих способностей младших школьников……………….50
2.3 Психологический механизм принятия и освоения ролей и его влияние на развитие творческих способностей младших школьников………………………….59
2.4 Роль психологического механизма самооценки в развитии творческих способностей младших школьников…………………………………………………..65
Выводы по второй главе……………………………………………………………75
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Организация и методы экспериментальной работы………………………………78
3.2 Программа развития творческих способностей младших школьников………..107
3.3 Результаты экспериментального исследования влияния психологических механизмов на развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности………………………………………………………………………….117
Выводы по третьей главе…………………………………………………………154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….161
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..167
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М. Наука, 1980. – 333с.
2.Агеев В.С. Механизмы социального восприятия / В.С. Агеев // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. — № 2. – С. 63 – 70.
3.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2012. — 212 с.
4.Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной? Активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии — 2010 — №5-С. 36-41.
5.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л. ЛГУ, 1968. -339с.
6.Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания / Л.Н. Антилогова — Новосибирск, 2001. -434 с.
7.Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И Анцыферова // Психология формирования и развития-личности. – М. МГУ, 1981. – С. 3 – 18.
8.Артемьева Т.И. Развитие личности и её способностей» / Т. И. Артемьева // Проблемы психологии личности. Сборник. М. Наука, 2012. -243с.
9.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева – М. Наука, 2011. – 184с.
10.Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности / Т.Ю. Артюхова. – Новосибирск, 2010. – 197 с.
11.Артюхова Т.Ю. рефлексивный механизм как условие профессионального развития / Т.Ю. Артюхова // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития проблемы, решения, перспективы. Сборник научных трудов. — Кемерово Кузбассвузиздат, 2012. – 364 с.
12.Бандура Ж. Теория социального научения / А. Бандура — СПб Евразия 2011 — 318с.
13.Бачинин В. Ж Психология. Энциклопедический словарь / Ш.А. Бачинин – СПб Изд-во Михайлова В.А. 2012. – 272 с.
14.Библер В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер — М. Политиздат. 1975. -399с.
15.Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 1995; — Т.16 -№ 5 — С.49-58;
16.Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей — / Д.Б. Богоявленская // Вестника российского гуманитарного научного фонда. — 1997.- №1.- С.166 -172.
17.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М. Академия, 2012. – 320с.
18.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович—М. Просвещение, 1968. – 464с.
19.Бойко К.Ш. Механизмы умственной деятельности (динамические временные связи) К.Ш. Бойко. – М. Педагогика, 2011. – 248 с.
20.Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.Г. Зинченко. – СПб. Прайм ЕВВОЗНАК, 2011. – 666с.
21.Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс / A.В. Брушлинский // Вопросы психологии. – 2012 — № 5 – С.18-29.
22.Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М. Прогресс, 1987. – 185 с.
23.Волков Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков; — М. Академический проспект, 2012 – 208 с.
24.Воронин А. Н Соотношение сходства и различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся / А. Н. Воронин, И. Г. Трифонова // Психологический журнал. – 2012 – Т. 24 — № 6-С. 77-85.
25.Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М. Педагогика, 1987. – 344 с.
26.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский Психологический очерк М. Просвещение, 1991. – 93с.
27.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М. Педагогика, 1960. – 445с.
28.Голубева Э.А. Способность и индивидуальность / Э.А. Голубева – М. Прометей, 2011. -304с.
29.Гончаров С. З. Креативность субъектности категориальный анализ / С. З. Гончаров // Мир психологии. – 2012 — № 1 – С. 76-84.
30.Горностай Л.Ч. Личностные характеристики ролевого поведения / Л.Ч. Горностай Вестник Харьковского государственного университета —2012 — №439; 31.Гриник Д.В. Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности / Д.В. Гриник. — Москва, 2012.— 23 с.
32.Давиденко Н.Б. Особенности пространственно-временной ориентации младших школьников / Н.В. Давиденко – Москва, 2011. – 19 с.
33.Данилушкина С.Я. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции / С.Я. Данилушкина.— Алматы, 2011; -216 с.
34.Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. И. Дружинин – СПб. Питер, 2012. – 368 с.
35.Дьяченко О.М. Проблема развития способностей до и после Л.С. Выготского / О.М. Дьяченко Вопросы психологии — 1996 -№5 – С.98-109.
36.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. – М. Академический Проспект, 2013. – 304с.
37.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова. // Вопросы психологии. – 1989. — № 1. – С. 6 -14.
38.Лейтес Л.С. Об умственной одарённости / Л.С. Лейтес –М. Наука, 1960. -216с.
39.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев — М. Политиздат, 1977. – 304 с.
40.Леонтьев A.H. О формировании способностей / А.Н Леонтьев // Вопросы психологии. —1960;-№31-С 10-141.
41.Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации / В.Г. Леонтьев –Новосибирск. НЕПИ, 2012. – 216с.
42.Майер Н.Я. Психологические механизмы формирования зрительного образа / Н.Я. Майер. – Новосибирск. – 1995. – 22 с;
43.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу // Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой, научн. Ред. Н.Н. Акулиной. – СПб Изд-во Группа «Евразия», 2010.-143с.
44.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М. Педагогика, 1972. – 208 с.
45.Мельников В. И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности / B.И. Мельников. – Новосибирск НГПУ, 2010. – 169 с.
46.Морозова И.С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности / И.С. Морозова. – Новосибирск, 2013. – 430с.
47.Немов, Р.С. Психология Словарь-справочник В 2ч. / Р.С. Немов; — М. ВЛАДОС-ИРЕСС, 2011. – Ч.2. – 352с.
48.Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества проблемы и перспективы / Н. Н. Нечаев // Вопросы психологии — №3 — С. 3- 25.
49.Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие / В. В. Никандров. – Сиб Речь, 2003. – 480 с.
50.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. –М. Азбуковник, 2000. – 944с.
51.Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей / Г.В. Ожиганова.-М. 2010.-240 с.
52.100 Платонов К.К Проблемы способностей / К.К. Платонов. – М. Наука, 1972.- 312с.
53.Пономарёв Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв – М Наука, 2012. -303с.
54.Проскурякова Л.Б. Психологические механизмы развития познавательной активности учащихся / Л. Б. Проскурякова. –Новосибирск, 2012. – 157 с.
55.Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – М. ACT ЛТД, 2012. – 1094с.
56. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова; — М. ACT [и др.], 2011. – 479с.
57.Психологический словарь / авт. Сост. В. Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева Л.М. Балабанова под общей редакцией Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону Феникс, 2012. – 640 с.
58.Пузеп Л.Г. Психологические механизмы развития креативности личности / Л.Г. Пузеп. – Омск, 2011.- 161с.
59.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. Изд-во «Питер», 2001. – 720с.
60.Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1960. -№ 3.- С. 3-15.
61.Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста / Е.И. Савонько // Вопросы психологии — 1969-№4-С. 107-116.
62.Санжаева P.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности дисс…д-ра психол. наук 19. 00.01 / Р. Д. Санжаева. – Новосибирск, 2012. – 354 с.
63.Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И. И. Чеснокова // Вопросы психологии – 1986 — № 2 – С. 100 -117.
64.Степанов О.М. Основы психологии и педагогики / О. М . Степанов. – Киев Академиздат, 2011. – 412 с.
65.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М.Теплов – M. АПН РСФСР 1961. -543 с.
66.Терехова Г. В. Творческие задания, как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе / Г.В. Терехова.- Челябинск, 2012 – с. 20;
67.Торшина К.Ж Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии -2011. -№4 — С. 123-132.
68.Фрейд З. Избранное. / З. Фрейд-М. ACT ЛТД. 2010. –с.448
69.Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. – М. ВЛАДОС, 2010. -320 с.
70.Хьелл Л. Теории личности основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер / Учеб. Пособие.— СПб., 2007. – 606 с.
71.Черкевич Е.А. Формирование саморегуляции психических состояний подростков / Е. А. Черкевич. — Омск, 2012.-187 с.
72.Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / И.И. Чеснокова // Принцип развития в психологии. – М. Наука, 2012.-316 -337с.
73.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности /В.Э. Чудновский. –М. Знание, 2012. – 80с.
74.Чудновский В.Э. судьба трёх научных идей Б. М. Теплова / В. Э. Чудновский // Вопросы психол. – 2011 — №6 – С. 113 -119.
75.Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В. Э. Чудновский // Вопросы психол. – 2012. — № 3. – С. 78-91.
76.Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. –М. Логос, 1994. -315с.
77.Шаров А.С. Система ценностных ориентации как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека / А. С. Шаров. – Новосибирск НГПУ, 2010. – 383 с.
78.Шаров А.С. Психология, образование и развитие человека / А.С. Шаров. – Омск ОмГПУ, 2011. – 150с.
79.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. Просвещение, 1978. —292с.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.