Количество страниц учебной работы 78,5
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ9
1.1.Развитие диалогической стороны речи в онтогенезе9
1.2.Особенности развития диалогической речи у детей с нарушением слуха20
1.3.Методические,современные подходы к организации работы над диалогической речью младших школьников с недостатками слуха31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС44
2.1. Организация и содержание исследования, описание констатирующего эксперимента44
2.2. . Анализ данных констатирующего эксперимента51
2.3. Разработка и реализация системы работы по развитию формирования связной диалогической речи64
2.4 Выявление результативности системы по развитию формирования связной диалогической речи66
Заключение68
Список использованной литературы72
Объект исследования — процесс речевого развития слабослышащих школьников.
Предмет исследования — развитие связной речи слабослышащих младших школьников.
Целью исследования — является формирование диалогической речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования комплексная коррекционно-логопедическая работа будет направлена на формирование диалогической речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи.
1. Исследовать научно-теорутические основы развития слабослышащих детей младшего школьного возраста
2. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию связной диалогической речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста и выявить эффективность.
3. Разработать содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция о социальной ситуации развития (Л.С. Выготский) и социальной обусловленности потребности в речевом общении (М.И. Лисина, М.Р. Львов); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя); положения о психолингвистической речевой организации индивида (С.Л. Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А. Пиотровская, С.П. Цейтлин). Методы исследования
I. Методы изучения научных источников.
Изучение общих и специальных психологических, педагогических, лингвистических, медицинских работ.
II. Эмпирические методы.
1. экспериментальные методы констатирующий и формирующий эксперименты;
2. методы статистической обработки данных измерения и математическая обработка результатов исследования, их системный и качественный анализ.
База проведения исследования КГБОУ «Озёрская общеобразовательная школа-интернат». К исследовательской работе были привлечены 2 группы детей младшего школьного возраста – учащиеся 3 класса, в каждой группе по 10 человек. Одна группа детей – контрольная, другая – экспериментальная.
Практическая значимость работы заключается в анализе и обобщении психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Список использованной литературы
1. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Модернизация образования в Новгородской области опыт и перспективы Сборник материалов.- Великий Новгород НРЦРО,2003. – 80 с.
2. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. — М. Изд. центр «Академия», 2005. — 371 с.
3. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М. Педагогика, 1985. – 290 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. Изд. центр «Академия», 2002. – 322 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Психологическое исследование. — М. Просвещение, 1968. — 464 с.
6. Боскис P.M., Левина Р.Е. Речь и развитие аномальных детей// Основы обучения и развития аномальных детей Сб. научных трудов. — М. Просвещение, 1965. – С. 154-168.
7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. – М. Просвещение, 1988. – 125 с.
8. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1989. – 218 с.
9. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. — М. Изд-во АПНРСФСР, 1954. – 132 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии Соб.соч. в 6 Т.-Т.4 Детская психология, ч.2 / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М. Педагогика, 1984. — 432 с.
11. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии. — М., 1995. — С. 37-38.
12.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М. Лабиринт, 1996. – 416 с.
13. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М. АПН РСФСР, 1969. – 224 с.
14. Головчиц Л. А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста / Сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1984. – С. 102-121.
15. Головчиц Л. А. Формирование словарного состава речи глухих дошкольников / Сб. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1980. – С. 88-96.
16. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 260 с.
17. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. — 1993. — номер 4. С. – 23-29.
18. Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996. – номер 4. – С. 15-21.
19.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения Сб. метод. рекомендаций. — СПб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. — 240 с.
20. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М. ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160 с.
21.Жинкнн И.И. Механизмы речи // О механизмах упреждающегося синтеза в речевых процессах. — М. изд-во АПН РСФСР, 1958. — 416 с.
22. Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха основные идеи и перспективы. // Дефектология. – 1999. — номер 5. – С. 52-70.
23. Зикеев А. Особенности работы на уроках развития речи в подготовительных классах школ для слабослышащих детей // Дефектология. – 2000. — номер 3. – С. 42-48.
24. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. – М. Педагогика, 1976. – 216 с.
25. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. Академия, 2002. – 336 с.
26. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. – 2001. — номер 3. – С. 35-43.
27.Зыков С.Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. — М. Изд-во ЛИН РСФСР, 1961. — 360 с.
28. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л. П. Носковой. – М. Педагогика, 1989. – 173 с.
29. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. – 2002. -номер 3. – С. 21-24.
30. Коровин К.Г. Построение предложений в речи тугоухих учащихся / Под ред. Р.М. Боскис. — М. Изд-во ЛПН РСФСР. 1950. — 107 с.
31. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. — М., 1978. – 190 с.
32. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М. Просвещение, 1969. – 268 с.
33. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М. Просвещение, 1971. – 267 с.
34. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать. – М. Просвещение, 1990. – 318 с.
35. Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих. / Особый ребёнок исследования и опыт помощи. / Под ред. А. А. Цыганок. – М. ЦЛП, 1998. – 210с.
36. Мамедова Е.Ю. Проблема соотношения видов словесной речи на первоначальном этапе обучения глухих в работах Ф.Ф. Рау, [1910-1977 гг.] // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. – СПб., 1997. – С. 136-142.
37. Микшина Е.П. Методика формирования и развития устной речи Практикум для подготовки специалистов по коррекции слуха и речи. – СПб., 2001. – 159 с.
38. Микшина Е. П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях) Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Л., 1987. – 25 с.
39. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 2001. – 155 с.
40. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. – М. АПН РСФСР, 1961. – 340с.
41. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
42. Носкова Л. П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи глухих дошкольников // Дефектология. — 1985. — номер 4. – С. 12-16.
43. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха Учебное пособие для вузов. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 266 с.
44. Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб.-метод. пособие. — Мн. БГПУ, 2005. — 48 с
45. Обухова Л.Ф. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993. – С. 109-122.
46. Общение и речь развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М., 1985. – 290 с.
47. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. – М. Педагогика, 1984. – 332 с.
48. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. – 187 с.
49. Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1991. – 170 с.
50. Рау Ф.Ф. Устное слово метод. пособие по развитию уст. речи и обучению грамоте детей с наруш. слухом / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – М. Сов. спорт, 2004. – 120 с.
51. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. и с предисл. Т.А. Власовой и др. – М. Педагогика, 1981. – 168 с.
52. Реут М.Н. Что влияет на внятность речи глухих // Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей. – Казань, 1997. – С. 98-104
53. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.
54. Речицкая Е.Г., Пахалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 218 с.
55. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2001.- 400 с.
56. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 2003. – 233 с.
57. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». – М. АРКТИ, 2003. – 269 с.
58. Шаповал И.А. Родной язык пути познания и метод обучения. // Дефектология. – 1999. — номер 3. – С. 42-46.
59. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание. — 1998. — номер 3. – С. 31-36.
60. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2003. – 230 с.
61. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребёнка. – М., 2003. – 248 с.
62. Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи у глухих школьников рекомендации к работе по формированию интонац. структуры уст. речи в мл. классах шк. для глухих // Дефектология. – 1995. – номер 1. – С. 49-54.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.