Количество страниц учебной работы 50,61111
Содержание Введение3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста9
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста»9
1.2 Состояние и развитие проблемы использования наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста19
1.3 Работа с родителями по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста29
1.4 Рекомендации для родителей по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения38
Выводы по 1 главе44
Библиографический список45
Приложение50 Введение
Актуальность проблемы обусловлена усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Кризисное состояние биосферы — это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. Проблема «устойчивого развития» тесно связана с экологическим просвещением населения. Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (1992) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ». Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое образование признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Исследователи А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева и др. утверждают, что экологическое образование детей — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Исследуются новые аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного детства создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников. Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В. Потапова). В последние годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания – стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Детство» В.И. Логиновой, «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Развитие» Л.А. Венгер, «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детский сад — дом радости» Н.М. Крыловой, «Золотой ключик» Г.Г. Кравцова, «Кроха» Г.Г. Григорьевой), в которых экологическому образованию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического образования («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы — земляне» Н.Н. Вересовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Семицветик» В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, «Экологическая дорожка» А.В. Королевой, «Живая экология Программа экологического образования дошкольников» А.И. Ивановой, «Мир вокруг нас» Т.Н. Поповой).
В этих программах одним из основных методов экологического образования рассматривается наблюдение. В дошкольном учреждении в процессе наблюдения детей знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе полученных знаний в процессе наблюдений формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах. Это в свою очередь стимулирует развитие интереса к природе, способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Под наблюдением мы будем понимать метод непосредственного восприятия природы, в процессе которого дети дошкольного возраста формируются экологические представления. Наблюдение может иметь цели всестороннего чувственного восприятия, накопление впечатлений или констатации каких-либо фактов, сравнения объектов, исследования явлений и выявления простейших закономерностей. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.
Наблюдение как метод экологического образования может использоваться не только на экологических занятиях в детском саду, но и в семье, Известно, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о при роде детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка.
Таким образом, метод наблюдения является наиболее эффективным методом в экологическом образовании детей дошкольного возраста, так как соответствует их возрастным особенностям и возможностям. При этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно полно разработана методика проведения различных видов наблюдений в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста. Также отсутствуют рекомендации по экологическому образованию детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения в семье. Становится очевидным противоречие между необходимостью экологического образования детей и недостаточной разработанностью методики использования метода наблюдения в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования «Наблюдение как метод экологического образования детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать проверить методику использования метода наблюдения в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – наблюдение как метод экологического образования младших дошкольников.
Гипотеза исследования экологическое образование детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия
использование метода наблюдения на экологических занятиях в детском саду;
организация экологического образования в семье посредством метода наблюдения.
Задачи исследования
1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме экологического образования детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения.
2.Рассмотреть формы работы с родителями по проблеме экологического образования детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения.
3.Разработать рекомендации родителям по использованию метода наблюдения в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
работы, посвященные экологическому образованию в целом (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова, В.А. Ясвин);
работы в области экологического образования дошкольников (О.В. Дыбина, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева, Т.В. Потапова);
программы дошкольного образования комплексные («Детство» В.И. Логиновой, «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Развитие» Л.А. Венгер, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др.), специализированные («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Семицветик» В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мир вокруг нас» Т.Н. Поповой и др.);
работы педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (С.А. Веретенникова, А.И. Иванова, А.Ф. Мазурина, А.М. Низова, С.Н. Николаева, Л.И. Пушнина, З.Д. Сизенко и др.);
исследования, посвященные проблемам взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (А.В. Давыдова, Т. Данилина, Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, О.Л. Зверева, А.В. Козлова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Е.В. Соловьева, О.В. Солодянкина).
Методы исследования анализ, обобщение психолого-педагогической и методической литературы.
Экспериментальная база исследования МДОУ ЦРР детский сад №311 пос. Ново-Синеглазово.
Практическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации существующих подходов к организации экологического образования в ДОУ, в разработке перспективного плана по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством метода наблюдения, в разработке рекомендаций для родителей. Структура исследования курсовая работа состоит из введения, одной главы, в которой выделено четыре параграфа, выводов по первой главе, заключения, библиографического списка и приложения.
Стоимость данной учебной работы 1560 руб.