Количество страниц учебной работы 33,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте6
1.1. Современное понимание фонематических процессов в научно-теоретической литературе6
1.2. Закономерности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста13
Выводы по 1 главе17
Глава 2. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР18
2.1. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития18
2.2. Общие признаки задержки психического развития20
2.3. Особенности формирования фонематических процессов у детей с ЗПР23
Выводы по 2 главе30
Заключение31
Список литературы32 Введение
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении.
В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР). Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения.
Общим для всех детей с задержкой психического развития является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем. Дети отстают и в речевом развитии. Особенности речи детей с ЗПР раскрыты в работах многих исследователей, которые указывают на сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, Е.Ф.Соботович, Р.Д.Тригер), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (А.Д.Кошелева, Е.С.Слепович, С.Г.Шевченко); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н.Рахмакова, Е.Ф.Соботович, Р.Д.Тригер, Л.Ф.Яссман); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова (С.Н.Карпова, С.М.Хорош, Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер). Отмечаются неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи (Г.И.Жаренкова), дефекты вербализации (В.И.Лубовский), недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю.Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н.Рахмакова). Помимо общих особенностей речи, свойственных большинству детей с ЗПР, ряд авторов указывает на специфические недостатки, встречающиеся лишь у определенной части детей данной категории (Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, И.Ф.Марковская, Р.Д.Тригер, И.А.Смирнова). У детей с ЗПР отмечаются нарушения фонематических процессов. Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние развития фонематического слуха в влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем — полноценного усвоения школьной программы в целом.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха и фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги Н.И.Жинкин, П.X.Швачкин, Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина и другие, вопрос эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов у детей с задержкой психического развития остается актуальным.
Таким образом, проблема развития речи у детей с задержкой психического развития рассматривается многими учеными, но все приведенные данные еще не составляют целостной картины нарушений фонематических процессов у детей с ЗПР.
Цель работы – раскрыть особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования – формирование фонематических процессов в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – особенности формирования фонематических процессов старших дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи работы
изучить современное понимание фонематических процессов в психолого-педагогической литературе;
рассмотреть закономерности формирования фонематических процессов в дошкольном возрасте;
рассмотреть общие признаки задержки психического развития;
выделить особенности развития фонематических процессов у детей с ЗПР.
Методы исследования теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы).
Структура исследования работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.