Количество страниц учебной работы 80,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности школьников на уроках технологии7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности7
1.2. Развитие самостоятельности школьников как педагогическая проблема (приемы, методы, формы)17
1.3. Использование метода проектов на уроках технологии для развития самостоятельности25
1.4. Анализ образовательной области «Технология» с точки зрения развития самостоятельности34
Выводы по 1 главе40
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию самостоятельности школьников на уроках технологии42
2.1. Изучение уровня развития самостоятельности учащихся42
2.2. Реализация педагогических условий развития самостоятельности школьников на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария»56
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы66
Выводы по 2 главе72
Заключение74
Список литературы76
Приложения79 Введение
На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль1 учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике.
В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем.
В процессе школьного образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов осуществление планирования своей самостоятельной работы; поиск ответа на все непонятное, неясное; рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда; нахождение материалов для доказательства определенных положений; осуществление планирования и систематизации учебного материала и т.п.
Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как самостоятельность. Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвало следующими причинами необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования (Концепция модернизации российского образования, Стратегия модернизации содержания общего образования и другие документы); все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.).
Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.СЯкиманский и др. Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, З.И.Калмыкова, М.Н.Махмутов и др.). В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К.Буряк, ЕЛ.Голант, Б.П.Есипов, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, А.В.Усова и др. Формирование самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей. Важную роль1 в формировании самостоятельности школьников играет технологическое образование. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имеет и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению невысок, так как не связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видят социальной и личной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную.
Изучая различные темы на уроках, ученики получают некий шаблон к решению задач. Этим шаблоном они пользуются при решении однотипных задач в дальнейшем. С одной стороны ученики четко отрабатывают умения и навыки решения поставленных задач, с другой, они не всегда четко представляют поставленную цель. В результате этого при не стандартной постановке задачи у учащихся возникают сложности с решением. Так же в наш век информационных технологий, дети имеют доступ к огромному количеству информации. Но, часто владея, информацией они не могут ей правильно воспользоваться, так как нет единого шаблона к использованию полученной информации, а анализировать и выделять главное и полезное в данный момент дети не привыкли.
Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов, позволяющих освободить технологическое образование от немотивированных упражнений по обработке различных материалов. Образовательная область «Технология» включенная в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы в 1993 года, признана создать условие для развития самостоятельности учащихся в процессе преобразовательной деятельности.
Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование познавательной самостоятельности у учащихся и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов проблемы. Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Объект исследованияформирование самостоятельности школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования процесс формирования самостоятельности школьников на уроках технологии будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия
1.использование метода проектов и самостоятельных работы в процессе изучения раздела «Кулинария»;
2.поэтапная проектная деятельность учащихся, организованная под руководством учителем; 3.постепенное снижение участия учителя в сопровождении проектной деятельности школьников.
Цель и гипотеза определили задачи исследования
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности школьников.
2.Выделить педагогические условия формирования самостоятельной деятельности школьников на уроках технологии.
3.Выявить уровень1 сформированности самостоятельности у учащихся.
4.Реализовать педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии посредством методов проектов при изучении кулинарии.
5.Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за проявлениями самостоятельности дошкольниками; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); обработка эмпирических данных.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.

Студенческая работа № 136078. Диплом Развитие самостоятельности школьников на уроках технологии

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Подтвердите, что Вы не бот