Количество страниц учебной работы 99,61111
Содержание Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых детей
1.1. Теоретические основы изучения социально общения умственно отсталых детей 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 19
1.3. Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых детей в современной литературе 31
Глава 2. Практика исследования особенностей формирования навыка
социального общения у умственно отсталых школьников общения 2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 57
Глава 3. Формирование навыка социального общения у умственно
отсталых школьников в процессе внеклассной работы 3.1. Программа формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы 71
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 76
Заключение 90
Литература 94 Приложения 99
Введение В качестве наиболее значимого условия успешной социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется необходимость формирования навыка социального общения. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованный процесс формирования навыка социального общения является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков социального общения занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с умственной отсталостью. Это объясняет социальную значимость изучаемой нами проблемы. Изучение особенностей развития детей с умственной отсталостью является предметом многочисленных исследований в отечественной коррекционной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, Д.Н. Исаев, А.Р. Малер, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото и др.). В работах этих и других авторов, прежде всего, рассматриваются особенности психического развития умственно отсталых детей, а также возможности и способы коррекции различных отклонений в развитии, связанные с нарушениями интеллекта. В тоже время следует отметить, что работ в области изучения формирования навыка социального общения в современной литературе не достаточно, что и определяет актуальность данной проблемы. Практическая значимость объясняется возможностью использования полученных теоретических, а особенно эмпирических результатов на практике формирования навыков социального общения в процессе внеклассной работы с умственно отсталыми детьми. Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что исследований в области изучения умственно отсталых детей и подростков в коррекционной школе достаточно много. Этот факт обусловлен тем, что, и в отечественной, и в зарубежной коррекционной психологии и педагогики данной проблеме уделяется достаточно пристальное внимание. Однако проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в настоящее время рассматривается в научной литературе не достаточно. Цель исследования – составить, апробировать и оценить эффективность программы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы. Объект исследования – процесс формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников. Предмет исследования — особенности коррекционно-педагогической работы по формированию навыка социального общения у умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы. Гипотезы исследования 1. У детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, имеются трудности в освоении навыка социального общения, связанные с особенностями их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе). Эти трудности обусловлены влиянием органического радикала, определяющего структуру нарушения, а также действием социальных факторов (стигматы, недостаточность социального опыта, неблагоприятные условия воспитания). 2. Специально организованная коррекционная внеклассная работа с умственно отсталыми детьми способствует формированию у них навыка социального общения. Задачи исследования 1.Проанализировать современное состояние проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников. 2. Эмпирически изучить основные характеристики личности, влияющие на формирование навыка социального общения. 3. Составить и апробировать программу формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы. Методологической основой работы являются концептуальные разработки М.Г. Агавелян, О.К. Агавелян, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.А. Лабунской, С.Л. Рубинштейна, и др., а также авторы теории общения Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, Дмитриев, М.И. Лисина. Наше исследование осуществлялось в несколько этапов
Первый этап – изучение литературы по проблеме Второй этап — проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы формирования навыков социального общения умственно отсталых школьников в процессе внеклассной работы. Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Пятый этап — обобщение, составление, систематизация полученных фактов в ходе теоретически и практически изученных работ. Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.