Количество страниц учебной работы 129,61111
Содержание Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния 1.1. Особенности проявление детских страхов у детей дошкольного возраста 7
1.2. Понятие и специфика детской тревожности 15
1.3. Проблема заикания в дошкольном возрасте 24
1.4. Проблема использования литературных произведений при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 33
Глава 2. Практическое исследование влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента 55
2.3. Формирующий эксперимент 63
2.4. Результаты контрольного эксперимента 67
Заключение 75
Литература 78
Приложения 83
Введение Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – заикание. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка. При диагнозе «заикание» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и эмоционально-волевой сферы. На фоне переживания осознания своей речевой несостоятельности могут возникать чувства беспокойства и неуверенности, тревожности и страха. Этот факт и предопределяет социальную актуальность данной работы. Проблема изучения тревожности и страхов в дошкольном возрасте в научной психологической литературе освящена достаточно подробно в работах В.И. Гарбузова, Л.Я. Гозмана, А.И. Захарова, К.Э. Изарда, Я.Л. Коломинского, М.З. Неймарка, Т.А. Немчина, З. Фрейда и др. В работах известных логопедов (Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховского, Г.Р. Шашкиной, В.М. Шкловского и др.), занимающихся проблемами детского заикания, также указывается, что многие дети с недостатками речевого развития отличаются повышенной тревожностью и чувством переживания страха. Среди наиболее действенных методов коррекции тревожности и страхов в дошкольном детстве считается метод влияния литературных жанров или чтения книг, который получил название «библиотерапия», а конкретно метод чтения сказок (сказкотерапия). При применении данного метода в логопедии было введено понятие логопсихотерапии (Ю.Б. Некрасова), работы которой оказали влияние на последующее исследование данного вопроса. Однако большая часть исследований данной проблемы основывается на работе с младшими школьниками и подростками (А.А. Афрюткина, Н.Л. Карпова, И.В. Янченко и др.). Применительно же к дошкольному возрасту этот аспект освещается только в работе Н.В. Глуховой. Таким образом, научная актуальность данной работы определяется недостаточной исследованностью влияния литературных жанров в устранении эмоциональных нарушений (страхов и тревожности) у заикающихся дошкольников. Практическая актуальность работы обусловлена возможностью использования логопедами, психологами, педагогами и воспитателями апробированной на практике программы коррекции тревожности и страхов у заикающихся дошкольников. Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития коррекционной психологии и логопедии констатируется, что у определенной части заикающихся детей дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень1 тревожности и переживания чувства страхов. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и медико-социальных (тяжесть речевого нарушения, условия воспитания в семье и социального окружения) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос влияния литературных жанров в устранении страхов, тревожности у заикающихся дошкольников. Цель исследования – изучение влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников. Объект исследования – процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников. Предмет исследования – влияние литературных жанров на процесс коррекции страхов и тревожности у заикающихся дошкольников. Гипотезы исследования 1. У заикающихся детей дошкольного возраста, в большей степени, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, наблюдается высокий уровень1 проявления тревожности и переживания страхов. 2. Высокий уровень тревожности и переживания страхов у заикающихся дошкольников в возрасте 5-6 лет можно снизить с помощью использования сказок, как одного из вида литературного жанра. Задачи исследования 1.Проанализировать современное состояние проблемы влияния литературных жанров в устранении страхов и тревожности у заикающихся дошкольников. 2. Эмпирически изучить основные характеристики страхов и тревожности у заикающихся дошкольников. 3. Составить и апробировать программу коррекции тревожности и страхов с помощью использования литературных жанров (сказок). Методологической основой работы являются концептуальные разработки А.И. Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М.З. Неймарка, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Немчина, А.М Прихожан и др. Наше исследование осуществлялось в несколько этапов
Первый этап – изучение литературы по проблеме Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников с нормальным речевым развитием и заиканием, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции переживаний страха и тревожности с использованием литературных произведений у детей в возрасте 5-6 лет. Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной группе. Анализ, обработка, сравнение, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Пятый этап — обобщение, составление, систематизация полученных фактов в ходе теоретически и практически изученных работ. В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием и заиканием, в количестве 40 человек (по 20 человек в каждой группе). В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123 (для нормальных детей) и №43 для дошкольников с проблемами речевого развития. Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Стоимость данной учебной работы 4875 руб.