Количество страниц учебной работы 41,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности8
1.1. Формирование экологической культуры у младших школьников как социально-педагогическая проблема8
1.2. Возможности театральной деятельности в формировании экологической культуры18
1.3. Психологические особенности младших школьников как основа формирования экологической культуры средствами театральной деятельности28
Выводы38
Список литературы40 Введение
Актуальность проблемы обусловлена развитием двух параллельных процессов — усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Развитие деструктивных явлений в природе с беспокойством отмечается философами, учеными из области естествознания, экономики, гуманитарной сферы, передовой общественностью планеты (Д.Л.Медоуз, Б.Небел, Р.Лоб, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, В.И.Данилов-Данильян, В.М.Котляков, О.К.Дрейер, В.А.Лось, А.Г.Бусыгин). Кризисное состояние биосферы — это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения (С.В.Алексеев, А.И.Арнольдов, С.Н.Глазачев, В.И.Данилов-Данильян, Н.С.Дежникова, О.Н.Козлова, Б.Т.Лихачев, И.И.Мазур, С.М.Сухорукова). Следствием является нерациональное природопользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. Поэтому резко возрастают требования к экологическому воспитанию молодого поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу. Особая роль1 в этом процессе принадлежит начальной школе, задача которойформирование экологической культуры младших школьников, ведь разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях человек — природа. Культура — та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысложизненные ценности или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход к экологической проблематике представляется вполне корректным и оправданным. Тот или иной уровень1 экологической культуры — результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей младшего школьного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.Н. Николаева, И.Д. Зверев, И. Т. Суравегина) позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры. Формирование экологической культуры младших школьников многими исследователями рассматривается в различных видах деятельности учебной, внеучебной, игровой, театральной.
Театр как высшая форма воссоздающего художественными средствами реальную жизнь является незаменимым средством в воспитании детей любого возраста. Однако сегодня наблюдается недостаток научных работ по проблемам школьной театральной педагогики. В связи с этим встает вопрос о возвращении в общеобразовательную школу театральной педагогики, о необходимости сделать театральную педагогику обязательной и равноправной областью массового школьного образования.
Детская театральная педагогика представлена в работах А.А. Брянцева, В.М. Букатова, Р.А. Быкова, П.М. Ершова, А.П. Ершовой, Ю.П. Киселева, С.В. Образцова, Ю.И. Рубиной, А.И. Савостьянова, Н.И. Сац, В.С. Фридман, Е.К. Чухман и других авторов. Их творческое наследие, во-первых, позволило осветить роль1 и место в воспитании театральной культуры различных видов театрально-художественной деятельности – актерское, драматургическое, режиссерское, оформительское творчество и т.д. во-вторых, помогло в раскрытии воспитательного потенциала различных форм театрального образованияспециализированные уроки театра в общеобразовательной школе, «театрализация» преподавания различных школьных предметов, школьный театр, студия, кружок и пр.
Театр несет в себе возможность экологического воспитания. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий — это один аспект. Второй заключается в том, что умело подобранные родителями пьесы способны оказать на целебное действие. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе1 и учится преодолевать, или, наоборот, культивировать положительные черты. На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников не только к миру прекрасного, и является средством формирования экологической культуры. При этом следует отметить недостаточное количество научных работ по этой проблеме.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд противоречий между традиционными методами и формами экологического образования младших школьников и необходимостью поиска инновационных подходов к формированию их экологической культуры; потенциальными возможностями театральной деятельности и отсутствием эффективных форм ее использования при формировании экологической культуры младших школьников; необходимостью формирования экологической культуры у младших школьников и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее формированию в условиях современной начальной школы.
Данные противоречия трансформируются в актуальную научную проблему каковы педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования «Формирование экологической культуры у младших школьников средствами театральной деятельности».
Цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия использования средств театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников.
Объект исследования – формирование экологической культуры младших школьников.
Предмет исследованиятеатральная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования процесс формирования экологической культуры младших школьников средствами театральной деятельности будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия
— определено содержание процесса формирования экологической культуры младших школьников;
— раскрыты возможности театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников;
— учтены психологические особенности младших школьников как основа формирования экологической культуры младших школьников.
Задачи исследования
1.Проанализировать психолого-педагогическая литература по проблеме формирования экологической культуры у младших школьников.
2.Раскрыть сущность театральной деятельности и ее возможности в формировании экологической культуры у младших школьников.
3.Изучить психологические особенности младших школьников как основу формирования экологической культуры у младших школьников.
4.Выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.
5.Разработать программу формирования экологической культуры младших школьников посредством театральной деятельности.
6.Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явились теория деятельности и концептуальные идеи развития личности, отраженные в научных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина; научная школа Д.Б. Кабалевского, теоретические разработки В.Л. Школяра и его учеников в педагогике искусства, а также концепция воспитания искусством Б.М. Неменского.
Теоретическую базу исследования составили следующие работы, касающиеся методологических основ биолого-экологического образования, способствующих экологизации школьного образования Н. М. Верзилина, С. Н. Глазачева, В. П. Голова, И. Д. Зверева, О. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой и др проблем экологического образования А. А. Вербицкого, Н. Ф. Винокуровой, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, Б. М. Миркина, В. А. Левина и др.
Методы исследования теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, опрос), опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы обработки данных.
Стоимость данной учебной работы 1365 руб.

Студенческая работа № 136321. Курсовая Средства театральной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Подтвердите, что Вы не бот