Количество страниц учебной работы 44,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр6
1.1. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте6
1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи12
1.3. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр24
2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста24
2.2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра)35
Заключение39
Список литературы40
Приложение43 Введение
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).
В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Исследовательский центр семьи и детства Российской Академии образования), выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка, оказывая большое влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень1 развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий. Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры, сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры (пальчиковый театр).
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развивать речь детей старшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр (пальчикового театра) и недостаточной теоретической и методической разработкой данной проблемы в практике дошкольного образования.
Цель исследования – теоретически обосновать методику проведения занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр (на примере пальчикового театра).
Объект исследования – процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследованияпроцесс развития речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если на занятиях будут использоваться различные пальчиковые игры.
Задачи исследования
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2.Рассмотреть сущность и значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и средства развития реи.
3.Выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.
4.Разработать методические рекомендации по проведению занятий по речевому развитию детей в процессе организации пальчикового театра.
Методы исследования анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, методы обработки данных.
Стоимость данной учебной работы 1365 руб.

Студенческая работа № 136317. Курсовая Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.