Количество страниц учебной работы 93,61111
Содержание Введение4
Глава 1. Теоретические основы расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе9
1.1 Понятие речь. Основные этапы развития речи в психолого-педагогической литературе9
1.2 Словарный запас дошкольника и особенности его формирования23
1.3 Расширение словарного запаса старших дошкольников в процессе подготовки их к школе29
Выводы по главе 135
Глава 2. Особенности деятельности сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников37
2.1. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей старшего дошкольного возраста37
2.2. Своеобразие словарного запаса речи слабослышащих старших дошкольников.46
2.3. Деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников50
Выводы по главе 258
Глава III. Экспериментальная работа по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников60
3.1 Изучение состояния словарного запаса слабослышащих старших дошкольников60
3.2 Анализ результатов исследования уровня словарного запаса слабослышащих дошкольников64
3.3 Основные направления работы сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе68
Выводы по главе 375
Заключение76
Список литературы77 Введение
Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья конца XX начала XXI в. в России является проблема интеграции. Сложившаяся у нас система дифференцированного подхода к обучению лиц с нарушениями слуха решала её исключительно средствами специального образования.
В 90-е годы под влиянием либерально-демократических преобразований происходит переосмысление сложившейся практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и на смену прежней парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство» -«неполноценное меньшинство» приходит новая — «единое сообщество», т.е. парадигма интеграции.
В решении проблемы интеграции ведущее значение имеет дошкольный возраст как сензитивный период для развития различного рода практических, умственных способностей, выработки нравственно волевых качеств, формирования характера и личности ребёнка в целом.
Вместе с тем вполне очевидно, что далеко не все слабослышащие дети могут успешно интегрироваться в массовую школу. Для этого необходимо соблюдать ряд условий. В ранний и дошкольный возраст необходимо создать специальные образовательные условия для развития речевого слуха, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми.
В системе просвещения нашей страны имеется развёрнутая сеть специальных учреждений и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности с расстройством слуха.
Главные идеи отечественной сурдопедагогики, которые легли в основу содержания и методов учебно-воспитательного процесса были сформированы в 50-70 годы.
Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной разработана научно мотивированная концентрическая система формирования устной речи. Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р.М. Боскис, К.Г. Коровиным. Развитием речи слабослышащих детей занимался А.Г. Зикеев.
Л.П. Носковой были созданы теоретические основы дифференцированного подхода к обучению, развитию и использованию остаточного слуха, внедрению прнцыпа деятельностного подхода, в том числе к формированию речи.
Головчиц показала необходимость учёта взаимоотношений слова с другими единицами в языковой системе и программирования условий для мотивированного употребления слов при разработке системы отбора и последовательности работы над словарём в условиях специального дошкольного учреждения.
Количественная сторона овладения словарём анализировалась Л.Н. Носковой, С.А. Зыковым.
Занимаясь проблемой отбора детей в специальные дошкольные учреждения А.А Венгер, Г.А. Выгодская, Э.И. Леонгард отмечают, что чем раньше ребёнок попадает в условия специальной коррекционно-развивающей работы, тем более полной может оказаться компенсация дефекта и готовность к обучению в школе.
Особая острота проблемы состоит в том что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой. По социологическим данным 37% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфиями — нарушениями письма [3] а это значит что они уже изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих порой неразрешимых школьных проблем скрыты в дошкольном возрасте в том что детям не была своевременно оказана столь необходимая им специальная помощь. Ведь дисграфии — это специфические нарушения письма не связанные с незнанием грамматических правил они не могут быть устранены без специального логопедического воздействия.
Отклонение от нормы (отставание) в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса несформированностью грамматического строя речи несовершенством звукопроизношения. Хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно особенности формирования каждой из них требуют отдельного рассмотрения. Это поможет родителям и педагогам дошкольных учреждении своевременно заметить возможные отклонения от нормы а значит и принять соответствующие меры.
Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов. Каждому ясно — чем богаче у человека словарный запас тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Например, для того чтобы узнать, какую букву (Е или И) нужно писать в словах лиса, лисица, надо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная. И оказалась бы под ударением. Ученики, имеющие недостаточный словарный запас и слабо ориентирующиеся в смысловом значении слов, вместо проверочных слов лис или лисий зачастую подбирают слово лес, что приводит к ошибочному написанию слова лиса. Точно так же к слову столица в качестве проверочного слова стол подбирается сталь, в результате чего опять-таки допускается ошибка.. К тому же проверочные слова многие дети вспоминают крайне медленно, а это значит, что при письме под диктовку они просто не успевают этого сделать и вынуждены писать наугад — как слышат.
Для предупреждения такой ситуации необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребенок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определенной системе.
В большей степени именно от уровня развития речи зависит в дальнейшем успешное обучение слабослышащих в школе. Это и определило выбор данной темы «Деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих детей дошкольного возраста в период подготовки их к обучению в школе».
Целью нашего исследования является изучить деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих дошкольников и определить практические возможности работы в период подготовки к школе.
Объект исследования является развитие словарного запаса слабослышащих дошкольников в период их подготовки к школе.
Предмет исследования является деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что при целенаправленной работе сурдопедагога с детьми дошкольного возраста по расширению их словарного запаса данный процесс будет эффективен при соблюдении следующих условий разработке и реализации программы деятельности сурдопедагога в условиях ДОУ; привлечении родителей к данному процессу; всестороннее использование возможностей расширения словарного запаса.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами были определены задачи исследования
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Охарактеризовать особенности словарного запаса слабослышащих
старших дошкольников.
3.Выявить уровень сформированности словарного запаса
слабослышащих старших дошкольников.
4.Составить программу деятельности сурдопедагога со слабослышащими дошкольниками по расширению их словарного запаса.
5.Определить эффективность предложенной нами программы.
Методами исследования являются теоретическиеанализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – тестирование, моделирование, наблюдение.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.

Студенческая работа № 136301. Диплом Деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих детей дошкольного возраста в период подготовки их к обучению в школе

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Подтвердите, что Вы не бот