Количество страниц учебной работы 128,61111
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы проблемы развития лексической системы языка младших школьников с нарушением интеллекта 1.1.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта 1.2.Развитие словарного запаса в онтогенезе и дизонтогенезе 1.3.Особенности развития лексической системы языка младших школьников с нарушением интеллекта 1.4.Обзор методической литературы по развитию лексики младших школьников Выводы по главе I Глава II. Экспериментальное исследование уровня развития лексики младших школьников с нарушением интеллекта 2.1. Организация педагогического эксперимента 2.2. Качественный и количественный анализ констатирующего этапа эксперимента Выводы по главе II Глава III. Коррекционно-педагогическая работа по развитию лексики младших школьников с нарушением интеллекта 3.1. Организация формирующего этапа эксперимента 3.2. Количественный и качественный анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента Выводы по главе III Заключение Список литературы Приложение Введение Лексика является важнейшей номинативной стороной языка. Без нее не было бы и языка. Она пронизывает язык во всех направлениях звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; морфологиче-ские категории рассматриваются только в слове; предложения тогда становятся коммуникативно-значимыми, когда они наполнены словами. Без слов не может быть никакой научной информации, следовательно, изучение лексики в школе чрезвычайно важно. Лексическая система языка участвует в коммуникации, в познании окружающего мира, кроме того, она включена в развитие психиче-ских процессов, регулирование эмоционально-волевой сферы, поведения, лич-ности. А так как, дети с интеллектуальным недоразвитием имеют нарушения коммуникации, в познании окружающего мира, психических процессов, эмо-ционально-волевой сферы, поведения и личности, то для них крайне важно раз-витие этой системы. Изучением данной темы занимались С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова, М.Н. Перова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. на протяжении нескольких деся-тилетий. На нарушения развития лексики детей с интеллектуальным недоразвитием указывают С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков, О.В. Трошин, Е.В. Жулина. С.Я. Ру-бинштейн, В.Г. Петрова своими исследованиями подтверждают бедность сло-варя, его медленное накопление, преобладание пассивного словаря над актив-ным, на трудность его активизации.
Среди авторов методической литературы необходимо отметить А.И.Мак-сакову, Н.М. Подьякову, Ф.А. Сохину, которые считают нужным обогащение, закрепление, уточнение и активизацию словаря. В.В. Гербова, В.И. Логинова указывают на необходимость ознакомления с окружающим миром. Л.П. Федо-ренко, Г.А. Фомичёва отмечают, что педагог должен иметь грамотно постав-ленную речь. Ю.С. Сорокин и Е.М. Струнина заявляют о важности работы над семантическими отношениями между словами. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебряко-ва считают необходимым в процессе формирования словообразования уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. В.В. Гербова приводит приёмы по обогащению, уточнению и активи-зации словаря, а В.И. Липакова некоторые теоретические предпосылки методи-ки формирования устной речи. М.Н. Перова указывает, что словарная работа должна пронизывать все виды занятий. С одной стороны количество детей с нарушением интеллекта с каждым го-дом увеличивается, с другой стороны методические рекомендации по развитию лексической системы языка существуют в основном для детей с нормальным интеллектуальным развитием. Поэтому в нашей работе мы рассмотрим про-блему развития лексической системы языка учащихся младших классов с на-рушением интеллекта.
Объектом исследования является процесс развития лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предметом исследования являются методы и приемы работы по развитию лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования предполагается, что целенаправленная коррекци-онно-педагогическая работа будет более эффективна, если будет проводиться по всем направлениям развития лексической системы языка 1. Увеличение объема и активизация словаря.
2.Работа над лексическим значением слова.
3.Работа над словообразованием.
4.Работа над смысловыми отношениями между словами.
Целью исследования является изучение особенностей процесса развития лексической системы языка у младших школьников с нарушением интеллекта. Задачи исследования 1) Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень1 развития лексической системы языка младших школь-ников с нарушением интеллекта.
3) Подобрать и апробировать комплекс упражнений, направленный на раз-витие лексической системы языка младших школьников с нарушением интел-лекта.
4) Выявить эффективность проведенной коррекционной работы, направ-ленной на развитие лексической системы языка. Методы исследования •теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
•педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
•наблюдение;
• метод математической обработки данных.
Стоимость данной учебной работы 4875 руб.