Количество страниц учебной работы 83,61111
Содержание Введение 3
Глава 1.Научно-теоретические основы изучения мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников 1.1.Развитие речи в онтогенезе 7
1.2.Развитие мелкой моторики в онтогенезе 15
1.3.Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями 21
Глава 2. Экспериментальные обследования особенностей мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ММД и развития в норме
2.1.Организация констатирующего эксперимента 32 2.2.Анализы результатов обследования 36
Глава 3. Коррекция мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями
3.1. Программы коррекции мелкой и артикуляционной моторики у
дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями 45
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 48 Заключения 56 Список используемой литературы 58 Приложения 63
Введение Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований частота встречаемости минимальных мозговых дисфункций среди детей дошкольного возраста достигает 5-20%. Минимальные мозговые дисфункции являются последствиями ранних повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. Минимальные мозговые дисфункции характеризуются задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих те или иные высшие психические функции гнозис, праксис, внимание, память, речь, письмо, чтение, счет, а также программирование, регуляцию и контроль психических процессов. По общему интеллектуальному развитию дети с минимальными мозговыми дисфункциями находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в обучении и социальной адаптации. Все это и объясняет социальную значимость данной работы. Изучением развития у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии мелкой и артикуляционной моторики занимались многие исследователи (Л.С.Волкова, Т.Б. Глезерман, Н.Н. Заваденко, Е.М. Мастюкова, Л.С. Панаева, О.В. Тимонина и др.). Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности данной проблемы в современной научной педагогике и психологии, что и предопределяет научную значимость нашего исследования.
Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы специалистами (педагогами, воспитателями, логопедами, психологами) для составления коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста. Это и с составляет практическую значимость нашей работы. Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать следующую проблему данного исследования. В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями. В тоже время на сегодняшний день остается не до конца изученной специфика развития мелкой и артикуляционной моторики у детей данной целевой группы. В связи с этим цель данной работы – изучение мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями. Объект исследования – личность детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности развитии мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями. Гипотеза – уровень1 развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с патологическими нарушениями развивается с отклонениями от нормы и имеет взаимозависимый характер, т.е. чем хуже развита мелкая моторика, тем хуже развита и артикуляция среди детей данной целевой группы. В связи с этим коррекционная работа будет эффективной только при включении в этот процесс занятий по развитию и одного, и другого вида моторики. Задачи
1.Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2.Выявить особенности развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста в норме и с минимальными мозговыми дисфункциями.
3.Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями. 4.Изучить и проанализировать уровень1 развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников выбранной нами целевой группы. Этапы исследования. Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выявление особенностей формирования артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук у детей в норме и с нарушениями в развитии. Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей с ММД. Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в группе детей с ММД. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Методы исследования анализ научной литературы, наблюдение, беседа, тестирование, математическая обработка данных эксперимента. В экспериментальную базу исследования вошли 20 человек детей – старших дошкольников (возраст от 5 до 7 лет). 10 ребят представляют группу детей с нормальным развитием, а еще 10 с отклонениями в развитии речи. Структура дипломной работы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается предмет, цель, ставятся задачи, методы работы.
В первой главе представлен обзор литературы по проблеме речевого и моторного развития дошкольников в норме, рассматривается понятие «минимальные мозговые дисфункции», дается характеристика артикуляционной и мелко моторной сферы развития дошкольников с ММД. Во второй главе представлены методики обследования состояния развития тонкой и артикуляционной моторики у детей с ММД, а также результаты констатитирующего эксперимента. В третьей главе описан комплексный подход к коррекции нарушений тонкой и артикуляционной моторики у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, проанализированы результаты контрольного эксперимента, оценена эффективность разработанной программы.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.