Количество страниц учебной работы 36,61111
Содержание Введение3
1 Социальное развитие в дошкольном возрасте6
2 Понятие «социальной компетентности» в психолого-педагогической литературе11
3 Анализ существующих программ и современных подходов23
Заключение32
Литература34
Введение
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала фор-мирования многих базовых качеств. Это оптимальный период для формиро-вания многих социальных навыков. Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что в этом возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траекто-рии развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Преобразования в социальной сфере, новые социальные отношения обусловили изменение требований к личности со стороны общества. Обще-ственные требования к личности сместились от знаний, умений, навыков к личностной компетентности в различных сферах бытия.
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие об-разовательным системам внутренние цели – содействовать развитию челове-ка, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел доста-точный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Поэтому актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление недостаточного раз-вития у современных детей навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опо-рой на собственные знания и отношения, что в конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.
В проекте Государственного стандарта дошкольного образования, а также во Временных требованиях Государственного стандарта дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность. Отмечается, что дошкольное учреждение призвано создавать условия для того, чтобы у ребенка к концу дошкольного возраста сформировалось данное качество. Некоторые совре-менные программы дошкольного образования выделяют в качестве основных ориентиров развития детей овладение компетентностями. Однако на настоя-щий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата со-циального воспитания детей, адекватного возрасту и соотносимого с соци-альной компетентностью как личностной характеристикой и показателем ус-пешности социализации ребенка. Формирование социальной компетентности должно стать1 одним из приоритетных направлений компетентностного под-хода в образовании. Это – одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Роуз-Крэснор, В.В. Цвет-ков и др. Рядом авторов предприняты попытки раскрыть сущность и содер-жание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, ус-ловия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, Е.Г. Юдина и др.). В работах Г.А. Берулава, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, созда-вая для этого психолого-педагогические условия. Это определило актуальность настоящего исследования, цель которого – изучить социальные компетенции дошкольника.
Объект исследования – социальное развитие в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – социальные компетенции дошкольника.
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме особенностей социального развития в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать современные представления отечественных и за-рубежных психологов и педагогов о содержании понятий «компетентность» и «социальная компетентность».
3. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме разви-тия и формирования социальной компетентности в онтогенезе.
4. Проанализировать имеющиеся в научной литературе данные о воз-растных особенностях социальной компетентности у дошкольников.
5. Дать развернутый анализ имеющихся в литературе психолого-педагогических программ по направленному формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования выступили яви-лись общенаучные принципы принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леотньев), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), прин-цип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип систем-ности (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен), субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина и др.), культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, концепция возрастных новообразований Е.Е. Кравцовой и пр.
Методы исследования для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследова-ний по проблеме социальных компетенций в дошкольном возрасте).
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.