Количество страниц учебной работы 39,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО7
1.1. Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе7
1.2. Интерес как важнейший фактор активизации познавательной деятельности12
1.3. Методы и средства формирования интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО25
2.1. Изучение уровня сформированности интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования25
2.2. Рекомендации по формированию интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования30
Заключение35
Список литературы37
Приложение39 Введение
Актуальность исследования определяется общими требованиями к будущему специалисту, который должен быть разносторонне развитой, творческой личностью. Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности учащихся, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Интерес к познанию, учению, потребность в освоении необходимых знаний возникают в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что в старшем школьном и юношеском возрасте учебная и познавательная деятельность играет значительную роль.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как эмоционально-познавательное отношение к миру (В.А. Крутецкий); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина).
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности. В работах В.Б. Бондаревского, А.А. Люблинской, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности. Существующая система организации учебного процесса учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного образования.
Анализ педагогического опыта показывает, что при формировании у учащихся интереса к познанию, развитии творческих способностей, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов учащихся зачастую не используются в современной практике работы педагогов и учителей или их применение носит ситуативный характер. Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития интересов к учению.
Интерес к учению является фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Многочисленные педагогические и психологические исследования доказывают учебный процесс протекает эффективно только тогда, когда он вызывает и организует познавательную деятельность обучаемых. Деятельностной подход к обучению активно разрабатывается в трудах известных отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Б.М. Теплова и др.
Над исследованием путей, средств и способов формирования активной познавательной деятельности обучаемых работали В.И. Загвязинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, К.Г. Маквардт, A.M. Матюшкин, В.Т. Оконь, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин и др. Большая часть этих исследований относится к периоду советской педагогики и не учитывает тех социально-политических изменений в обществе, которые произошли за последнее десятилетие. Требуется использовать все лучшее, что накоплено педагогической наукой для адаптации к новым условиям рыночной экономики. Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования «Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО)».
Цель исследования – выявить и обосновать оптимальные пути развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Объектом исследования является процесс развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
Предметом исследования – методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
На основе изучения теоретических источников была выдвинута следующая гипотеза процесс формирования интереса студентов к учению будет эффективнее, если построена образовательная среда1 на принципах активности, самостоятельности, системности, научности; на положительном отношении студентов к учению; на использовании активных методов обучения.
Исходя из предмета, цели, гипотезы исследования, ставились и решались следующие задачи
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной деятельности.
2.Изучить особенности интереса к учению как важнейшей составляющей познавательной деятельности.
3.Определить методы и приемы развития интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
4.Выявить уровень развития интереса к учению у учащихся учреждений среднего профессионального образования.
5.Разработать рекомендации по развитию интереса к учению как фактора активизации познавательной деятельности учащихся СПО.
Теоретико-методологическая база исследования
основные идеи деятельностного подходов в обучении, основные положения теории анализа и проектирования профессионального образования (Э.Ф.Зеер, A.M.Новиков, В.А.Поляков, Г.М.Романцев, А.Н.Сергеев, Е.В.Ткаченко), основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н.Лейбович), основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности (Э.Ф.Зеер, К.М.Левитан, А.К.Маркова, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков), исследования интереса к учению, познавательного интереса учащихся (А.Г.Здравомыслов, С.Л.Рубинштейн, В.Ф.Сахаров, А.Д.Сазонов, С.Н.Чистякова, Г.И.Щукина и др.)
Методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения педагогического опыта; констатирующий эксперимент. База проведения исследования УСПО Педагогический колледж №2 г. Челябинска.
Структура исследования курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.

Студенческая работа № 136080. Курсовая Интерес к учению как фактор активизации познавательной деятельности учащихся СПО

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Подтвердите, что Вы не бот