Количество страниц учебной работы 62
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и структура профессиональной направленности личности
1.2 Возрастные особенности подростков
1.3 Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте
1.4 Основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. Профориентационная работа в школе
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы, связанные с профессиональной направленностью личности, приобрели в настоящее время особую значимость. Это связано с тем, что сегодня общество и постоянно появляющиеся новые профессии выдвигают все новые требования к человеку, такие как способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный выбор, ответственность, способность к творчеству.
Профессиональная направленность – система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Развитие профессиональной направленности и собственно выбор профессии – длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии определяются особенностями возрастного развития человека. В данном исследовании была поставлена цель – изучение особенностей профессионального самоопределения в старшем и младшем подростковом возрасте. Для изучения данного аспекта были применены две психодиагностические методики опросник Дж. Холланда и методика Л. Йоваши. Были собраны данные по особенностям профессиональной направленности личности подростков и их склонностей в будущей профессии. Для определения достоверных различий между группами младших и старших подростков применялись методы непараметрической статистики, в частности критерий Манна – Уитни. Подсчитывались параметры распределения в каждой исследуемой группе. В результате проделанной работы было обнаружено, что подростки старшего возраста проявляют более выраженную социальную и предприимчивую профессиональную ориентацию. Старшие подростки оказались более склонны к исследовательской направленности в деятельности. Для младших подростков более характерна направленность на эстетическую деятельность.
В младшем подростковом возрасте происходит актуализация значимости профессиональной деятельности, и на данном этапе важно оказание им помощи в осознании своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность; в определении своего места в социуме. Важно развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умения соотносить собственные приоритеты с общественными. Этому способствует вовлечение учащихся в специальную разнообразную деятельность (создание информационной базы о правилах выбора профиля и профессии, комплексная диагностика и самодиагностика, самопрезентация).
Старший подростковый возраст характеризуется развитием самосознания, ориентированного на формирование у школьников личностного выбора пути продолжения образования; умение соотносить общественные цели выбора сферы будущей профессиональной деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях, их реальными возможностями. Можно сказать, что в рамках данной работы были обнаружены лишь некоторые возрастные аспекты профессиональной ориентации подростков. Перспективы дальнейших исследований на данную тему видятся в изучении особенностей профессионального самоопределения девочек и мальчиков младшего и старшего подросткового возраста, а также в изучении особенностей выбора профессии подростками из полных и неполных семей. Рассмотрение различных факторов профессионального самоопределения (пол, статус семьи и др.) позволит расширить представление об особенностях профессионального выбора в подростковом возрасте и разработать психолого–педагогические рекомендации для школьных учителей, психологов и родителей подростков.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применить полученные результаты в практике психологического профориентационного консультирования подростков, в разработке программ психологического сопровождения выбора будущей профессии школьниками и психолого–педагогических рекомендаций по диагностике и работе с профессиональной направленностью.
Стоимость данной учебной работы 7800 руб.