Количество страниц учебной работы 9
Содержание Ситуация 1 3
Перед вами затруднительная педагогическая ситуация.
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том что ему когда-либо удастся, как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на «отлично» и не отставать от остальных ребят в классе?» Что должен на это ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О. да конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
7 . .
Вопросы и задания
1. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению.
2. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.
Ситуация 2 5
Психологи и опытные учителя утверждают, что для формирования у школьников интереса к учению большое значение имеет радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижения учащихся со стороны учителя. Особо подчеркивает значение умения учителя вовремя заметить и правильно оценить успехи ученика. Внимательно прочитайте выдержку из статьи Ф. Эйсена и дайте ответы на вопросы.
«…Каждый, кто знает шкалу, на своей практике убедился в том, что гораздо эффектнее подстегивает ребенка, подростка похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая уловка не только не исключает требовательности, но даже предполагает ее. Просто, прежде чем предъявлять требования, надо воспитать того, к кому они обращены, подготовить их к выполнению. Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к учению, когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждут только неприятности. Умение найти в личности каждого ученика сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должно стать непременной профессиональной обязанностью каждого педагога. Кто же снимет с детских плеч груз, образовавшийся от неуспехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сделает учитель?».
Вопросы и задания
1. Укажите, какое психологическое содержание вкладывает автор в понятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на активность психических процессов и свойств личности школьника. Какие факторы, по вашему мнению, определяют радостное настроение в процессе учения школьника, дайте педагогическую оценку их значимости.
2. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения являются важнейшим элементом его профессионального мастерства. Приведите примеры из ваших наблюдений.
Ситуация 3 7
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но. к удивлению, учительница похвалила Колю. — Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его
— Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку… Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колет начали соревнование.
Вопросы и задан ия
1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло.
2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?
3. О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?
Список литературы 9
1. Алгоритм профессиональной успешности педагога учебно-методическое пособие / Под редакцией Л.А. Флоренковой, Т.В. Щербовой. — СПб. ИД «Петрополис», 2013. — 154 с. 2. Воспитание детей в школе Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М. Новая школа, 2008. – 350 с.
3. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования, М. Теория и технологии, 2014. – 220 с.
Стоимость данной учебной работы 585 руб.