Количество страниц учебной работы 36
Содержание Задание дайте развернутый аргументированный ответ на вопросы, поставленные в задачах.
Вариант1.
Задача 1. Воспитатель детского сада каждый вечер наблюдает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму или бабушку, пришедших за ним, как он покидает группу детского сада.
На какие должен обратить внимание воспитатель?
Чем полезны эти наблюдения?
Задача 2. Мать Пети (4 года 7 мес) обратилась к воспитателю за советом как быть с сыном, который становится все упрямее? Она рассказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. Может быт это наследственное?
Оправдано ли волнение матери?
Дайте психологическое обоснование.
Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика?
Что бы вы посоветовали маме?
Задача 3. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматьсяпредопределены наследственностью.
Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?
Назовите возможные причины.
Задача 4. Лена (3 года 5 мес.) под руководством мамы учите одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватке. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мам и в ее присутствии.
Мама Нины (3 года 6 мес.), показывая девочке, способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что та поступают все мамы.
Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.
Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого и детей скорее сформируется игра как деятельность.
Задача 5. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения развития личности ребенка
а) «Девочка потому становится мамой, что у нее в руках кукла
б) «Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть как мама
Какое суждение является правильным?
В чем принципиальное различие в развитии ребенка условиях игры?
Задача 6. Предложите детям лист1 бумаги, на котором нарисованы различные предметы. Затем попросите детей наложить на рисунки, расположенные на листе, Маленькую карточку (из разложенных перед ними) с изображением других предметов.
я группа детей должна будет сделать так, чтобы первые буквы названий предметов совпали.
я группа детей должна будет установить связь между изображением предмета на листе и карточке и сообщить вам, например «На рисунке пила, я накладываю карточку с изображением топора, так как и пилой, и топором пользуются, когда строят дом».
Затем обе группы должны будут перечислить то, что изображено на листе (картинке).
Подведите итоги и сделайте выводы, имея в виду что то, чему обучают ребенка, не совпадает с тем, что осознается им.
Задача 7. Представим себе1 ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились.
Что в этом случае стало бы с человечеством, с его историей?
Как будет проходить психическое развитие детей?
Задача 8. Есть задачи, которые ребенок не может решить с помощью образного мышления. Они требуют мышления логического использования понятий. Это задачи, которые нельзя представить наглядной форме, а можно только обозначить словами. Это «задачи Жана Пиаже», где от ребенка требуется установить меняется л количество жидкости, если из пробирки, в которой был одинаковый уровень жидкости с другой такой же пробиркой, перелить жидкость в пробирку, имеющую больший диаметр? Ребенок ответит, что воды стало меньше.
Ошибка ребёнка объясняется тем, что он судит о количестве воды по высоте ее столба в пробирке. Дети не могут представить себе1 количество воды отдельно от ее уровня.
Жан Пиаже утверждал, что детям младше 7—8 лет недоступны полноценные действия с числом. Логические операции развивают только к 11 — 12 годам.
Можно ли опровергнуть утверждение Ж. Пиаже?
С помощью чего это можно сделать?
Задача 9. Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают.
Почему иногда у трудолюбивых родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
Назовите возможные причины.
Задача 10. После посещения вместе с отцом зоопарка братья-близнецы Саша и Сережа (6 лет) начали спорить о количестве обезьян, сидевших в клетке.
За помощью они обратились к отцу, который удивился тому, что мальчики придали этому большое значение. Мама тихо заметила отцу «Раз ты отправляешься с детьми на прогулку, то внимательно относись к их переживаниям и впечатлениям».
Родители вместе с детьми вторично пошли в зоопарк. Там взрослые соответствующими вопросами пробуждали у детей интерес к окружающему, развивали наблюдательность сыновей.
Проанализируйте действия папы и мамы в данной ситуации.
Задача 11. Студентка педагогического училища выполняла курсовую работу на тему «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста». Она отметила, что в старшей группе было много детей, которые, собираясь на прогулку, забывали, в какой последовательности надо надевать вещи. Их родителивоспитатели тоже считали, что эти дети или лентяи, или невнимательные. Взрослые обычно торопили детей, собиравшихся идти гулять. Студентка предложила следующее она нарисовала каждую вещь и на большом плакате расположила картинки в определенной последовательности. Ситуация с одеванием детей резко изменилась лучшую сторону.
Почему использование плаката с рисунками дало такой положительный эффект?
Задача 12. Через послушание ребенок овладевает собственным поведением; овладение действиями развивает послушание.
Проанализируйте эти суждения.
Задача 13. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются.
Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно.
Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.
Задача 14. «Как мне трудно со своим сыном Колей (4 года). Мне кажется, что он любознателен не в меру. Он уже читает, считает, пишет. Если мы ему что-то не отвечаем, он просит, где это можно прочитать? А ему только 4 года. Может быть, это ненормально. Что же мне с ним делать?»
Раннее развитие — что это?
Как воспитывать такого ребенка?
Задача 15. Одна родительница вспоминает «Я своих родителей очень ненавидела за то, что они чрезмерно опекали, меня. А сейчас очень даже им благодарна. Благодаря им со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы».
Далее, с вызовом добавила «Я и со своим сыном буду обращаться так же. У меня всего один ребенок. Я рисковать не хочу».
Какие факторы, влияющие на развитие ребенка, не используются мамой?
Каковы возможные последствия подобного воспитания?
Задача 16. Петя (2 года 7, мес.) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал.
В дальнейшем маме пришлось потратить много, сил для того, чтобы Петя нормально говорил.
Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей
Задача 17. Финский фермер Ханс Хардт усыновил 7 детей с большой задержкой интеллектуального развития. Они не могли правильно произвести даже самого простого действия. Фермер создал для них такие социальные условия, в которых дети стали равноправными членами семьи и активно участвовали в ее жизни.
Ханс Хардт стал обучать их ремеслам, стараясь развивать их интеллект, эмоциональное восприятие мира и волю.
Достигнет ли фермер положительных результатов? Какие факторы окажут наибольшее влияние на развитие детей? Дайте психологическое обоснование
Задача 18. Родителям Кати нравится, что их 8-месячная дочь интересуется всеми окружающими предметами. И они разрешают все трогать, рассматривать, рвать, ломать «Кате ни в чем нет отказа, пусть развивается».
Другая семья считает, что главное — режимные моменты, порядок, четкие требования. Родители радуются, что у Нины рано выработан условный рефлекс на время принятия пищи, купания, прогулки и т.п.
Если предположить, что наследственные и врожденные предпосылки развития примерно одинаковы, то как будут развиваться Катя и Нина?
Задача 19. В семье растут двое детей, Нина и Таня, совершенно разные по характеру и способностям.
Почему дети одних и тех. же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими разными по характеру и способностям?
Задача 20. Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами
Первая мама старается во всем помогать своей дочери Оле (4 года), заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Е кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случае необходимо ее дочери. Например «Вот тебе, — говорит мама, — новая игрушка, она хорошая и тебе понравится».
Вторая мама в своем воспитании Нины (4 года 5 мес.) старается создать ситуации, где бы дочь ее могла сама себе1 выбирать игрушки, еду, одежду. Например, она говорит дочери «Сегодня можно надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, но не маркое».
Каждый раз мама и дочь вместе, в каждом случае определяют преимущества и недостатки той или иной вещи, той или иной ситуации.
В чем принципиальная разница в подходах мам к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка?
Что является движущей силой психического развития ребенка?
Задача 21. Папа принес Диме (2 года 3 мес.) цветные карандаш Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на листе бумаги никак1 не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать.
Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчив вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», — сказ папа.
Мальчик полюбил рисование и с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе с ним заняться любимым делом.
Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему.
Проанализируйте действие папы с точки зрения теперь Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
Задача 22. Мама двухлетней Нади называла девочке все предмет желтого и оранжевого цвета одним словом «желтый», мотивирует тем, что дочка не может выговорить слово «оранжевый».
Мама двухлетней Тамары старалась называть правильно все цвета, как ни трудно было девочке их произносить.
Кто из мам поступает правильно и почему?
Задача 23. Дети к трем годам лучше начинают различать цвета отличительные признаки предметов и явлений.
Как взрослый должен использовать отличительные признаки предметов или явления для обучения ребенка различению цветов?
Задача 24. На одном из родительских собраний мама рассказывала о поведении ребенка дома. Миша (2 года 2 мес.) ни минуты не сидит на месте. Возьмет карандаш и бумагу, немного порисует и бросит под стол; схватит машинку, повозит ее и тоже бросит; побегав по комнате, тут же карабкается на стул, затем на диван и т.д.
Чем объяснить быструю смену действий Миши?
Что можно посоветовать маме?
Задача 25. Коля (2 года 5 мес.) охотно играет с такими игрушкам как пирамидка, матрешка, вкладыши. Мама, знакомя сына с пирамидкой, научила его различать кольца по величине и цвету, правильно нанизывать кольца. Научивши играть с пирамидкой, Коля так же охотно стал играть с вкладыша ми. Он активен, эмоционален, радостен, произносит слова «больше», «меньше», «равно» и т.д. в соответствии с действием. А в семье Светы (2 года 8 мес.) подобные игрушки даются все сразу. Девочка в первый момент реагирует активно, но быстро теряет интерес к игрушке.
В чем причина разного отношения детей к одинаковым игрушкам?
Дайте психологическое обоснование действиям Колиной мамы.
Задача 26. Мама рассказывает воспитателю детского сада «Мо Алеша (2 года 8 мес.) с большим удовольствием смотрит передач «Спокойной ночи, малыши». Однако я заметила, если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа, т сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает ее».
Почему Алеша не любит устный рассказ? Как привлечь внимание ребенка к устной речи?
Задача 27. Воспитатель, разучивая с трехлетними детьми стихотворение Е. Благининой «С добрым утром», прочитал текст, держа флажок в руке. Затем флажок был предложен детям. Они ходили с ним по комнате, а педагог в это время повторял «И вот этак, И вот так, И попарно, И кружком, И вприпрыжку, И шажком… Впереди Аленка наша машет аленьким флажком».
Охарактеризуйте действия воспитателя и детей при разучивании стихотворения.
Какие действия детей повышают эффективность восприятия и запоминания разучиваемого стихотворения?
Задача 28. В эксперименте было установлено, что если с детьми 3 лет рассматривать картинку с изображением кролика, то длительность рассматривания составляет 7 минут при количестве реакций 136.
Если же рассматривать живого кролика, то длительность рассматривания возрастает до 18 минут при количестве реакций 525.
Рассматривая живого кролика, дети произносили «Он царапается», «Грызет», «Ой, испугался», «Прыг-скок» и т.д. Они гладили кролика, кормили его морковкой.
Что способствовало длительности рассматривания и увеличению количества речевых реакций детей? Назовите основные приемы, которые помогут воспитателю активизировать деятельность ребенка во время занятий.
Задача 29. Малыши часто рассматривают книги, картинки, газеты, держа их перевернутыми.
Детей не смущает опрокинутое положение предметов.
Какими закономерностями процесса восприятия можно объяснить это явление?
Задача 30. Увидев первый раз волка в зоопарке, Петя спросил маму «Почему тут Рекс?» (Рекс — собака соседей.)
Определите примерный возраст ребенка.
Объясните, почему ребенок так воспринял волка.
Задача 31. Взяв карандаши и бумагу, Сережа сказал, что он нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд.
Закономерно ли подобное явление?
Детям, какого возраста оно особенно свойственно?

Вариант 2
Задача 1. Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспешно его достать. Мама предлагает ему подумать, как можно достать мячик.
Алеша отвечает «Не надо думать, надо доставать!»
Определите примерный возраст малыша.
Какие особенности мышления проявились у мальчика в данном случае?
Задача 2. Юра пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юра очень доволен.
Воспитатель говорит «Молодец Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра отвечает «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) Воспитатель незаметным движением сбрасывает колесо со спицы и вновь обращается к мальчику «Как ты это сделал, покажи?»
Юра снова прикладывает его к тележке, но уже быстрее надевает колесо на ось. «Вот и починил!» — радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал.
Определите примерный возраст ребенка.
Какие особенности мыслительной деятельности ребенка проявились в данном эпизоде?
Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста.
Задача 3. Воспитатель учил детей 3 лет разбирать и собирать пирамидку, состоящую из шести колец.
По его указаниям дети, путем сравнения колец, прикладывая, друг к другу, находили самое большое и надевали его на стержень.
По просьбе воспитателя они сравнивали между собой оставшиеся кольца и те, которые надеты на стержень. Так продолжалось тех пор, пока пирамидка не была собрана.
Эффективен ли такой путь обучения детей?
Что послужило ориентиром (меркой) для обучения
Какие мерки в данном случае могут быть использованы?
Задача 4. Воспитатель наблюдает за поведением детей и напоминает Пете (2 года 3 мес.) «Смотри, Петя, у Сережи нет ни одной игрушки, а ему тоже хочется играть. Дай ему машинку»; «Нельзя отнимать у Нины кубики, она тоже хотела бы что-нибудь построить»; «Посмотри, Ира никак не может достать мяч. Подойди и помоги ей достать» и т.д. Проследив за действиями мальчика, она замечает «Петя молодец, он всем хорошо помогает, он большой».
Проанализируйте действия воспитателя.
Как закрепить у ребенка основные правила поведения?
Задача 5. Мама собирается на прогулку с дочкой (Оле 3 года), которая держит в руках куклу и хотела бы взять ее с собой. Маме же нужно, чтобы дочь взяла с собой не куклу, а ведерко, совочек и лопаточку для игры в песочнице. Стоило маме сказать дочери «Не бери куклу, а возьми совочек», как Оля заплакала.
Что можно посоветовать маме?
Почему ребенку трудно отказаться от своих желаний, затормозить свои действия?
Задача 6. «Это хорошо, что ты решил убрать карандаши, теперь можешь идти одеваться», — сказал воспитатель Ване (3 года).
Ваня и не думал этого делать, но после слов воспитателя он сам поверил в то, что хотел убрать карандаши. Мальчик охотно выполнил подсказанные ему действия. На какие особенности формирования личности ребенка опирался воспитатель в данном примере? Приведите примеры.
Задача 7. Дети играли в игру «Не замочи ноги». Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо. Особенно не получалось у Вити. Он всегда был последним, что его очень огорчало. Воспитатель сказал, что этому можно научиться, если очень постараться. Витя дома попросил папу научить его хорошо прыгать.
Проанализируйте действия воспитателя.
Задача 8. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
Товарищ капитан, — обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, — разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил «Запрещаю!»
Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
Задача 9. Дети играли в игру «Магазин».
Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала «Я — бабушка». Витя, не хотевший никого пропускать, спросил «Старенькая, да?»
Конечно, бабушки всегда старенькие, – ответила Таня.
Ну, тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать, я знаю, -рассудительно заметил Витя.
Воспитатель похвалил мальчика «Молодец, Витя, хорошо поступил».
Какие качества личности/ воспитываются у детей в
приведенном примере? Проанализируйте действия воспитателя.
Задача 10. Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары, воспитатель поставил Нину в пару с новой девочкой Аней и шепнул ей, что Аня робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения.
Воспитатель похвалил Нину. На другой день в играх Аня старалась выполнить игровые действия так же хорошо, как Нина.
Какие качества личности воспитываются у детей в данной ситуации? Проанализируйте действия воспитателя.
Задача 11. Мама Оли (5 лет) старалась, чтобы дочь в разных играх с мамой играла роль ведущей, доводила действие до победного конца.
Из каких особенностей развития психики исходила мама?
Задача 12. Саша (6 лет), участвуя в коллективных играх, всегда был капитаном. В этой роли он грубо разговаривал, кричал на «матросов». Дети вместе с воспитателем сказали ему, что капитан так не должен поступать, и отказались предлагать ему эту роль. Несколько дней Саша в «моряков» не играл, так как матросом быть не хотел, а капитаном его не выбирали. Но ему очень хотелось быть капитаном стоять в фуражке у штурвала, смотреть в; бинокль и командовать. Это желание было настолько велико, что Саша стал следить1 за собой, сдерживать себя, внимательно относиться к товарищам. Дети, заметив, как Саша изменился, стали» поручать ему роль капитана. Саша старательно выполнял игровые роли, за что ребята стали! чаще звать его в игры.
Какая важная потребность формируется у Саши в данной игре? Проанализируйте действия воспитателя.
Задача 13. Предлагаем запись двух игр детей на одну тему.
Игра в «магазин». Наташа отправляется за покупками в магазин. Берет сумку и говорит «Пойду куплю хлеб, молоко, колбасу».
Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое — продавцы, один — кассир, другойпринимает товар, двое — сгружают его, покупатель — Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупки в сумку.
Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его.
Задача 14. Мама Пети (3 года) любила рисовать и хотела, чтобы сын точно воспроизводил ее рисунки. Так она нарисовала лейку огородную. Петя увидел в рисунке мамы рыбу с раскрытым ртом. Мама сказала «Не говори глупостей, это лейка. Нарисуй».
Проанализируйте поведение мамы с точки зрения развития творческих способностей сына.
Задача. Чем объяснить, что дети, несмотря на т что у них есть строительные материалы и конструторы разных видов и типов, мало занимаются конструированием?
Задача 15. Прежде чем предложить детям строить улицу, воспитатель одной группы повел их на экскурсию.
Во время экскурсии воспитатель обратил внимание детей на постройки домов разных видов, их пропорции, указал на расположение окон, балконов, дверей, карнизов, ознакомил с проезжей частью улицы, тротуарами, бордюрами и т.п.
Воспитатель другой группы такой предварительной работы не провел, а сразу предложил детям начать постройку.
Дети, какой группы выполнят работу более правильно?
В какой группе постройки будут разнообразными и интересными?
Задача 16. Мама Наташи (6 лет) говорит «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству».
Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?
Задача 17. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит — Я расскажу и покажу тебе, как надо стирать1 платье для куклы. Сначала замочим его в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намылим мылом и потрем вот так. (Показывает.) Потом надо поменять воду и прополоскать его в чистой воде. Затем, отжав платье, повесить сушить. Когда оно высохнет, погладим его и наденем чистое платьице кукле.
В чем смысл такого подробного объяснения? Можно ли после подробного объяснения трудового процесса предоставить детям полную самостоятельность?
Задача 18. Весной около дома сажали деревья. На субботник семья Никитиных вышла в полном составе папа, мама и два сына дошкольного возраста.
Взрослые копали ямы, носили землю. Дети поддерживали деревья, поливали их. Работали долго, пока все деревья не посадили. Родители попутно объясняли детям, что и для чего надо делать, каждое их трудовое усилие поощряли. После работы всей семьей обошли вокруг дома и полюбовались на результаты своего труда.
Дайте психологическое обоснование совместной трудовой деятельности родителей и детей. Как родители должны продолжать трудовое воспитание своих детей, используя приобретенный опыт совместной работы?
Задача 19. Находясь на прогулке с детьми 4 лет, воспитатель обра¬щает их внимание на цветы
Кто скажет, как они называются?
Это ромашки.
Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем?
У ромашки середина желтая.
А какие лепесточки у ромашки?
Они белые и длинные.
Отметьте особенности восприятия детей данного возраста.
Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей?
Проанализируйте действия воспитателя.
Задача 20. В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нем плавали рыбки. Дети (3 года 5 мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними кормили, чистили аквариум и т.д. Дети могли хорошо видеть рыбок.
Однако на специальном занятии, посвященном рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них.
Чем объяснить неумение детей рассказать о рыбках?
Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста ненаблюдательны?
Как организовать наблюдение ребенком предметов окружающего мира для развития его наблюдательности?
Задача 21. В трех группах детей старшего возраста проводился эксперимент. Предлагалось сравнить 2 вида предметов (20 карандашей и 20 тетрадей), не пересчитывая их.
Детей первой группы обучали сопоставлять один предмет с другим. Детей второй группы — заменять сравниваемые предметы условными обозначениями (фишками одинакового размера, но разного цвета). Детей третьей группы не обучали, группа была контрольная.
Все ли дети справились с заданием?
Какие особенности мыслительной деятельности проявлялись детьми каждой из групп?
Какой способ обучения детей решению мыслительных задач является наиболее эффективным и почему?
Задача 22. В исследованиях установлено, что сущность разных понятий дети усваивают неодинаково быстро. Приведем несколько примеров.
Марине (6 лет 6 мес.) задали вопрос «Кто такой друг?» Она ответила «Это какой-нибудь мальчик или девочка».
Петю спросили «Что такое честность?» Петя (6 лет 5 мес.) сказал так «Это когда взять без спросу, а потом признаться».
Лене (6 лет 7 мес.) предложили такой вопрос «Что такое счастье?» Девочка ответила «Счастье, это когда папа и мама гуляют со мной в воскресенье».
Какие понятия усваиваются детьми легче, а какие — труднее?
Каковы особенности усвоения моральных понятий?
Задача 23. Воспитатель попросил мальчиков поставить машины на место. Однако они не выполнили этого указания. Тогда педагог предложил такую ситуацию «Вы — шоферы. А каждый шофер ставит свою машину в гараж». Мальчики быстро поставили свои машины на место.
Какими мотивами в поведении детей руководствовался воспитатель в своих действиях?
Задача 24. Мама Вити заметила, что ее сын любит слушать разговоры взрослых, смотреть за тем, что делает папа. Он охотно выполняет его просьбы поднести молоток, подержать гвозди и др. В эти моменты он даже перестает играть в свои игрушки.
На какие мотивы в поведении Вити обратила внимание мама?
Задача 25. В средней группе детского сада Вадик часто обижал других детей и отбирал у них игрушки, конфеты. Ребятам это не понравилось, и они перестали играть с ним.
Вадик весь1 день ходил от одних ребят к другим, никто с ним не играл. Наконец, он не выдержал и сказал, что больше не будет так делать.
Какой мотив был основным в поведении Вадика? Задача 26. Витя впервые пришел в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему была нужна какая-нибудь игрушка, он брал ее, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Вел себя так, как будто он был один.
О каких особенностях развития психики ребенка свидетельствует такое поведение? Задача 27. На участок детского сада привезли песок. Саша (6 лет) начал его разбрасывать и на замечания взрослых не обращал никакого внимания. Тогда воспитатель предложил детям быть водителями и перевозить песок, а Сашу назначил своим помощником по организации перевозки песка. Мальчик сразу изменил свое поведение и хорошо справился с заданием. В дальнейшем он часто просил воспитателя, чтобы его назначили помощником.
Проанализируйте мотивы поведения Саши и действия воспитателя.
На какие мотивы поведения Саши опирался воспитатель в этой ситуации?
Задача 28. Витя (4 года 5 мес.) во время дневного сна шумел и мешал другим детям. Воспитатель несколько раз сказал ему, что нужно спокойно лежать в кроватке, но Витя не слушался. Когда все дети встали, оделись и ушли, воспитатель не позволил Вите встать, мотивируя это так «Ты не хотел отдыхать вместе со всеми детьми, шалил, теперь дети будут играть, а ты лежи в кроватке, ты еще не отдохнул». Витя плакал, просил разрешения одеться, потом успокоился и час спокойно лежал. Далее он не нарушал порядок во время отдыха.
Проанализируйте мотивы поведения Вити и действия
воспитателя.
Опираясь на какие мотивы поведения Вити, воспитатель смог добиться успеха?
Задача 29. Шестилетние Сережа и Петя часто во время дежурства забывали кормить птиц. Воспитатель обратил на это внимание всех детей. Дети возмутились поведением Пети и Сережи.
В следующее свое дежурство мальчики пришли рано и тщатель¬но выполнили все необходимые дела. В дальнейшем они серьезно относились к обязанностям дежурных. Через некоторое время они смущенно попросили воспитателя «Нина Вячеславовна, скажите всем, что мы хорошие ребята».
Проанализируйте действия воспитателя.
Какой мотив побудил Сережу и Петю просить воспитателя рассказать ребятам об их хорошей работе?
Задача 30. Саша (6 лет) умел хорошо кататься на лыжах с горки. Мама заметила, что, когда на горке было мало детей, сын не очень охотно катался, а когда в воскресенье на горке было много детей, то сын смело съезжал с самой высокой горки в разных положениях, много кричал.
Дайте психологическое обоснование поведению Саши.
Какой мотив лежит в основе его поведения?
Задача 31. Мать сняла с девочки пальто, шапочку, шарфик, внесла ее в комнату и осторожно опустила на пол, а дочь вдруг — раз! — и улеглась на пол. Мать испугалась.
— Доченька, что это ты? Подымайся!
Но девочка лежала и смотрела на мать. Когда мать пыталась ее поднять, дочка начинала брыкаться. Мать стала настаиватьдочь в слезы. Прикрикнула — еще хуже.
Все стали советовать, суетиться, уговаривать. Одна только девочка невозмутимо лежала на полу, барабаня ногами.
Какой мотив поведения девочки проявился в этой ситуации?
Как следует реагировать на это взрослым?
Каким детям свойственно такое поведение?

Вариант 3.
Задача 1. Маша (4 года 5 мес.) принесла из дома красивую куклу, дала поиграть Наташе, также разрешила поиграть Кате. Воспитатель заметил, что Маша делится игрушками только с некоторыми детьми. На вопрос педагога, почему она не всем дает поиграть, Маша ответила, что она дружит только с Катей и Наташей.
В соответствии с нравственными нормами поведения дайте психологическое обоснование поведению Маши.
Задача 2. Воспитатель попросил детей подготовительной группы сделать флажки. Одну часть флажков он предложил сделать для украшения веранды, другую частьсделать и отдать малышам, заметив при этом, что малыши не могут сделать флажки сами.
Качественно ли будет выполнена работа?
Назовите основной мотив поведения детей.
Почему воспитатель старался создать у детей яркое представление о том, для кого они будут делать флажки?
Задача 3. Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
Куда ты дел пуговицы? — спросил педагог.
Я подарил их ребятам, — ответил Ваня.
Разве так можно, мама будет ругать.
Нет, нет, мама будет довольна, — убежденно ответил мальчик. Она всегда говорит «Жадным быть нехорошо».
Дайте психологическое обоснование поведению Вани.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
Задача 4. В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на заведующего никакого внимания.
Дети объясняют свое поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно — они не помнят и не придают этому значения.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
Дайте психологический анализ ситуации.
Задача 5. Коля (5 лёт) охотно выполнял все трудовые поручения, особенно хозяйственные.
Воспитатель хвалил его, приводил Колино трудолюбие в пример другим. Постепенно Коля становился все более самонадеянным и развязанным. На занятиях по труду он требовал капризным тоном, чтобы ему первому давали задания и как можно труднее.
— Я сделаю лучше всех! — заявлял он.
Охарактеризуйте поведение Коли.
Какова должна быть позиция воспитателя по отношению к Коле и другим детям?
Задача 6. Родители не должны обрушивать на ребенка реплик типа «Ты не сможешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя ничего не получится», «Не мешай мне пустыми вопросами» и т.д.
Почему родители не должны так поступать?
Дайте психологическое обоснование.
Задача 7. Случается, что ребенок, спускаясь по лестнице, прыгает по ступенькам или бежит по ним. Если мама, желая остановить его, говорит «Не прыгай», «Не бегай — упадешь», то в ответ ребенок говорит «Я не упаду». Несмотря на замечания, он продолжает прыгать дальше.
Почему ребенок ведет себя подобным образом?
Дайте психологическое обоснование.
Задача 8. Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат.
Мама стала укорять сына, говорить, что он лжет.
Назовите основную причину Петиной лжи.
Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой, и что можно ей посоветовать?
Задача 9. Шестилетняя Лена, пришедшая в старшую группу детского сада, была нескладной, несобранной девочкой, у которой ничего не выходило.
Спустя несколько дней воспитатель поручил Лене и двум девочкам убирать в кукольном уголке. У Лены не все хорошо получалось, но другие девочки были вполне умелыми, поэтому все задание в целом было выполнено хорошо.
На восклицание воспитателя «Как красиво расставлены игрушки!» — Лена поспешила первой сказать «Это я так хорошо сделала!»
Чем вызвана ложь Лены?
Какие ошибки были допущены в домашнем воспитании Лены?
Как их можно исправить?
Задача 10. Дети 6 лет играли в «моряков». Большинство мальчиков хотели быть капитанами, и никто не хотел быть водолазами. Назревал конфликт, игра могла не состояться.
Как должен повести себя воспитатель, чтобы игра состоялась?
Как должен поступить взрослый, чтобы у детей появилось желание выполнить роль водолаза?
Задача 11. Исследования показали, что в группе статус детей разный всегда выделяются «звезды», «популярные» и «непопулярные» дети.
Зависит ли притязание ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить? Дайте психологическое обоснование своим выводам.
Задача 13. Среди родителей бытует мнение, что дошкольников надо ограждать от сложных переживаний, связанных с болезнью близких, жестокостью, несправедливостью и другими жизненными трудностями. Ребенок не должен переживать чувство страха.
Правы ли родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку?
Можно ли знакомить ребенка с трудными условиями социальной действительности?
Дайте психологическое обоснование своим высказываниям
Задача 14. Некоторые родители (в том случае, если их ребенок не слушается) говорят «Иди сюда, а то тебя заберут!», «Не будешь естьпридет врач, сделает тебе укол», «Не будешь слушаться — милиционер заберет» и т.д.
Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Если нет, то почему? Обоснуйте свой вывод.
Задача 15. Мама обратила внимание на то, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. На предложение «Иди, поиграй с ребятами», он отмалчивается.
Отметьте возможные причины создавшейся ситуации.
Какой стиль общения реализуется мамой в данной ситуации?
На основе личностно-ориентированной модели общения постройте возможный разговор мамы с сыном.
Задача 16. В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта
Его стремление командовать сверстниками.
Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников.
Сделайте прогноз как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем
Задача 17. Мама регулярно напоминает Саше (4 года 7 мес.), что надо быть честным, усидчивым, послушным и т.д. Не надо думать, что Саша не хочет быть таковым. Он хочет быть и честным, и усидчивым, и послушным… Но почему-то не получается.
Дайте психологическое объяснение данной ситуации.
Дайте совет маме, что она должна делать в данном случае.
Задача 18. Вася (6 лет) в общении со сверстниками обычно их перебивал, критиковал, совершенно не желая их обидеть, будучи уверен, что имеет дело с равными партнерам. В результате возникали конфликты.
К какому типу нервной деятельности предположительно относится поведение Васи?
На что должен обратить внимание взрослый, беседуя с Васе
Стоимость данной учебной работы 585 руб.

Студенческая работа № 132992. Контрольная Психолого-педагогический практикум вариант 1-3

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.