Количество страниц учебной работы 105,2
Содержание Введение…………………………………………………………………3 Глава I. История изучения педагогического аспекта сказки…………6 1.1 Понятие народной педагогики. Наука о народной педагогике….6 1.2 Педагогический аспект русской народной сказки в исследованиях 19 – начала 20 веков………………………………………….13 1.3 Современное представление о сказке как элементе народной педагогики………………………………………………………………………27 Выводы по первой главе………………………………………………51 Глава II. Сказка в системе воспитания дошкольников методический аспект……………………………………………………………………………52 2.1 Воспитательный потенциал народной сказки…………………..52 2.2 Роль народной сказки в воспитании младшей возрастной группы дошкольников………………………………………………………………….63 2.3 Роль народной сказки в воспитании средней возрастной группы дошкольников………………………………………………………………….72 2.4 Роль сказки в воспитании старшей подготовительной группы дошкольников………………………………………………………………….81 Выводы по второй главе………………………………………………86 Заключение……………………………………………………………88 Библиографический список………………………………………….91 Приложения……………………………………………………………94 Введение Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Сказка, как показано в ра¬боте Д.М. Арановской-Дубовис, как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содер¬жание — и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими). В.П. Аникин указывал, что сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставлен¬ные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы. Сказка, по мнению А.В. Запорожца, выполняет важ¬нейшую роль1 в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятель¬ность взрослого. Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим (поклонился в пояс, ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, Здравствуй, кумушка, хлеб да соль). Таким образом, при правильном подборе сказок с уче¬том возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации после¬дующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка. Сказка – мощное орудие социализации ребенка. В процессе воспитания и в течение всей последующей жизни человек воспринимает и воспроизводит образцы поведения, заложенные в первые годы жизни. Рассмотрение феномена сказки необходимо осуществлять через призму этнопедагогики. Весь этнос в целом является ее носителем. Но ядро, сердцевина русской народной культуры и педагогики — русская крестьянская культура и крестьян¬ское воспитание. Так как земледелие исстари было основным занятием населения, проживающего в Европейской части России, оно и определяло быт человека; земледельческий характер но¬сило большинство праздников и обрядов, детей очень рано подготавливали к будущей работе на земле. Сложившаяся народная культура являлась традиционной и не подверга¬лась значительным внешним влияниям. Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный уклад регулировались реальными услови¬ями — сменой времен года. В связи с изменениями в приро¬де и предопределяемыми ими особенностями трудовой дея¬тельности людей находились календарное исчисление, на¬родные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, раз¬влечения также были привязаны к природным изменениям. Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% от всего населения), крестьянство в XIX в. было создателем, носителем и хранителем национальной куль¬туры. Оно выработало и свою воспитательную систему. Можно отметить, что, когда мы говорим о народной пе¬дагогике, имеем в виду два ее пласта. Один — это то, что можно назвать средой обитания ребенка природа, быт, ус¬ловия жизни, виды трудовой деятельности и т.п. Второй — собственно педагогический воздействие взрослых на ребен¬ка с целью передачи ему какого-то знания (через фольклор, религию, игру, обычаи и т.п.). Оба пласта одинаково значи¬мы, и без знания их невозможно понимание народных ос¬нов воспитания. Сколь актуален вопрос воспитания детей, столь же актуален вопрос средств воспитания. В ряду этих средств особое место занимает именно сказка. Ее значимость и незаменимость неоспоримы. Данная дипломная работа состоит из двух глав. В первой раскрываются вопросы истории исследований педагогического аспекта сказки, понятие народной педагогики, а также роль сказки в народной педагогике. Вторая глава посвящена методическому аспекту проблемы применения сказки в деле воспитания дошкольников. Объектом исследования явилась русская народная сказка. Предмет исследования педагогическая функция русской народной сказки. Цели работы – раскрытие понятия и сущности народной педагогики; – выявление значения сказки в народной педагогике; – описание современного представления о сказке как элементе народной педагогики; – раскрытие методического и практического аспекта сказки в процессе воспитания дошкольников. Задача исследования исследование влияния сказки на процесс формирования духовно-нравственной основы личности. Методы исследования сравнительно-исторический, типологический. Гипотеза исследования сказка является важнейшей и неотъемлемой составляющей процесса воспитания дошкольников. В исследовании раскрыта роль и значение сказки в процессе воспитания различных групп дошкольников. Научная новизна исследования заключается в уточнении описанных в литературе сведений о роли сказки в педагогике и ее влиянии на духовность и нравственность формирующейся личности.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.