Количество страниц учебной работы 51
Содержание Введение3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и детей с нормальным развитием………………………………………6
2. Методики и организация исследования11
3. Результаты исследования18
4. Выводы и рекомендации32
Заключение34
Список литературы37
Приложение №139
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития психологической науки характеризуется уси-лением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе школьного обучения, когда отставание в развитии становится очевидным. Между тем, важнейшая особенность детей с пограничными формами нервно-психических расстройств и отклонений в развитии проявляется в том, что большинство из них нуждается не столько в лечении, сколько в создании специальных условий обучения и воспитания. Иначе говоря, комплекс нервно-психических нарушений, свойст-венных этим детям, требует не столько медицинской, сколько психолого-педагогической коррекции, основанной на клинической, психологической и пе-дагогической диагностике. Научная проблема изучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и коррекции их психического состояния, как особое самостоятельное на-учное направление, сформировалось лишь в конце 60-х годов XX века. Ост-рейшая необходимость разработки теоретического аспекта закономерностей и специфики психического развития детей с ЗПР обусловлена, прежде всего, ну-ждами педагогической практики, поскольку значительная часть этих школьни-ков обозначена как неуспевающая. Разностороннее изучение ЗПР как специфической аномалии детского раз-вития, развернувшееся под руководством НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), в частности при участии Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лубовского, Т.В.Егоровой, И.Жаренковой, Н.А.Никашиной, Л.И.Переслени, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной, С.Г.Шевченко и др., позволило получить ценные научные данные. Эти данные, а также обоб-щенные результаты успешно проведенного в ряде городов страны эксперимен-та по обучению и воспитанию детей этой категории в специальных классах и школах, обеспечили научную основу для введения в систему народного образо-вания специального типа школы для детей с ЗПР, а позднее и специальных классов для них — классов выравнивания в общеобразовательных школах. Ре-альностью современной школы стала, с одной стороны, интеграция детей в массовую образовательную среду, а с другой — дифференциация их в особую ученическую общность в условиях этой среды. Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отноше-нием общества к детству, к ребенку. Суть детской игры и, собственно, детства, состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условиям су-ществования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых. Игра главная деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличает-ся от целенаправленной, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности. Игра ведущая деятельность ребенка, направленная на накопление реаль-ного опыта и на формирование мышечной памяти. Игра самый важный для личностного развития ребенка процесс, при котором происходит освоение представления об объекте, установление этого представ-ления (впечатление) в мышечную, телесную память, символизация объекта, то есть первичное обобщение. И совершенно необходимо, чтобы у ребенка это происходило спонтанно, чтобы малыш имел возможность чувствовать и сво-бодно выражать всем телом свои ощущения и переживания.
Спонтанные игры качественно отличаются от игр обучающих (дидакти-ческих) и от игр по правилам. Это игры, причинность, мотивация, знаковость и направленность которых исходит от субъекта и демонстрируется другому или другим субъектам. При их отсутствии это представление о себе. Эта направ-ленность соотносится с внутренним напряжением субъекта и со степенью аг-рессивности, если понимать агрессивность как способность отстаивать границы своей личности. Таким образом, детские игры в целом имеют, по мнению психологов, своеобразный характер — они служат в частности особым средством познания мира. Поэтому игры детей не являются играми в точном смысле слова — они есть необходимая и свойственная ребенку деятельность, которая является для него естественным и неосознаваемым способом адаптации взрослого мира к своему собственному, еще недавно не существовавшему. Цель работы рассмотреть особенности игровой деятельности детей с ЗПР и детей с нормальным развитием.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие за-дачи
1.Дать характеристику детей с ЗПР и детей с нормальным развитием;
2.Изучить методики и организацию исследования;
3.Проанализировать результаты исследования;
4.Сделать выводы и дать рекомендации.
Стоимость данной учебной работы 975 руб.