Количество страниц учебной работы 37,10
Содержание 1. Ответьте на вопросы тестов 1
Тест 1
1. На какие две основные группы по этиологии можно разделить олигофрению?
2. Выберите из перечисленных форм олигофрении генетические.
а) поражение мозга в раннем возрасте, обусловленное нейроинфекциями или тяжелыми общесоматическими инфекциями;
б) трисомия в 21-й паре хромосом (болезнь Дауна);
в) врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов;
г) поражение мозга инфекциями, травмами и асфиксией.
3. Охарактеризуйте клинико-психологическую структуру дефекта при олигофрении. 4. Вставьте недостающие слова. 5. Вставьте пропущенные слова.
6. Выберите правильное из приведенных ниже определений, укажите на ошибочность остальных. Иерархичность нервно-психического недоразвития предполагает…
а) что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления;
б) тесную зависимость интеллекта от состояния аффекта, от его косности и вязкости;
в) тесную зависимость аффекта от интеллекта;
г) что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется больше, чем недоразвитие мышления.
7. Охарактеризуйте состояние речи при олигофрении. 8. Охарактеризуйте особенности аффекта при олигофрении. 9. Рассмотрите возрастную динамику становления психических функций при негрубых формах олигофрении. Дополните ответы, приведенные в таблице. 10. Укажите критерии, положенные Эскиролем в основу деления олигофрении по степени тяжести. 11. Соотнесите формы олигофрении по Г.Е. Сухаревой с их клинико-патогенетической характеристикой. В графе для ответа следует указать, например 1 – В.
12. Охарактеризуйте структуру психического недоразвития, вставив в текст недостающие слова.
13. Соотнесите энцефалопатические синдромы с симптомами повреждения нервной системы. В графе для ответа укажите, например 1 – В.
14. Вставьте недостающие слова.
2. Подготовьте доклад на тему 7
«Возникновение психологии детей с умственной отсталостью» Тест 2 11
1. Укажите характерные черты периода «От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования» (по Н.Н. Малофееву). а) первые попытки индивидуального обучения лиц с сенсорными нарушениями; б) принятие в каждой конкретной стране закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основного закона на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями; в) становление нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии; г) совершенствование механизмов выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии.
2. Укажите характерные черты периода «от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем» (по Н.Н. Малофееву). а) совершенствование механизмов комплектования специальных образовательных учреждений; б) тенденция «включения детей с отклонениями в развитии в общий поток» или интеграция; в) официальная сегрегация; г) «вытеснение» из образовательной системы детей с глубокими нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, сложной структурой дефекта.
3. Расположите в порядке исторического следования периоды эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. а) «от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям» 2; б) «от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования» 3; в) «от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем» 4; г) «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов» 1; е) «от равных прав к равным возможностям; от институализации к интеграции» 5.
4. Укажите характерные черты отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии в России в дореволюционный период. а) цензовый характер специального образования; б) сокращение числа нуждающихся в специальном образовании; в) создание сети учреждений для психически больных и слабоумных детей;
г) оформление системы специального образования.
5. Укажите характерные черты отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии в России в послереволюционный период. а) цензовый характер специального образования — ?; б) борьба с филантропическими принципами воспитания и обучения аномальных детей; в) налаживание диалога с общественными движениями и заинтересованными группами населения по вопросам организации системы специального образования; г) совершенствование законодательных основ специального образования.
6. Укажите негативные тенденции в развитии отечественной системы специального образования. а) оттеснение на второй план задач целенаправленного формирования жизненной компетенции, личностного развития, социально-эмоционального развития аномального ребенка; б) доступность общего образования в полном объеме для ребенка с отклонением в развитии; в) «вытеснение» из образовательной системы детей с глубокими нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, сложной структурой дефекта; г) структурное и содержательное разнообразие системы специального образования.
7. Укажите признаки влияния Великой французской революции на отношение общества к слабоумным в конце XVII – начале XVIII века. а) введение гуманного режима в больницах для душевнобольных; б) первые опыты воспитания и обучения слабоумных – деятельность Ж. Итара; в) глубокие клинические и психологические исследования проблемы слабоумия; г) возрастание социальной остроты проблемы общественной помощи слабоумным.
8. Укажите основные аспекты и тенденции в изучении слабоумия во второй половине XIX – начале XX века. а) внимание к тяжелым формам умственной отсталости; б) разработка критериев дифференциации слабоумных по состоянию и перспективам развития их интеллекта; в) все более широкое использование экспериментального метода исследования; г) зарождение и развитие медико-педагогического, филантропически-христианского и педагогического направлений общественной помощи слабоумным.
9. Укажите основные направления в изучении слабоумия во второй половине XIX – начале XX века.
а) медицинское; б) клиническое; в) психолого-педагогическое;
г) диалектико-материалистическое.
10. Укажите характерные черты клинического направления в изучении слабоумия. а) рассмотрение слабоумия как состояния атипического развития в результате тех или других вредностей, нанесенных ребенку на разных стадиях его развития; б) изучение слабоумия как количественного отставания развития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника; в) изыскание путей выявления уровня психического развития ребенка; г) исследование этиологии, патологической анатомии и физиологии слабоумия.
11. Укажите характерные черты психолого-педагогического направления в изучении слабоумия.
а) создание этиологических типологий слабоумия; б) создание симптомологических характеристик и классификаций слабоумия; в) поиски объективных критериев для диагностирования умственной отсталости и для ее классификации; г) поиски методов измерения уровня умственной отсталости, которые позволили бы выразить этот уровень числовым показателем.
12. Укажите характерные черты психометрического изучения интеллектуальной недостаточности. а) использование тестового метода обследования; б) соотнесение уровня развития мозговой коры аномального ребенка с нормативным уровнем развития; в) анализ наследственности аномального ребенка; г) введение системы измерения умственных и других способностей ребенка.
13. Укажите имена ученых, разрабатывавших психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности. а) А. Бине; б) М.С. Певзнер; в) Ж. Итар; г) Д. Кеттел.
14. Укажите имена ученых, разрабатывавших психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности. а) Л. Терман; б) Г.И. Россолимо; в) Л.С. Выготский; г) Т. Симон.
15. Укажите имена ученых, разрабатывавших клиническое направление в изучении слабоумия. а) Ж. Эскироль; б) Ф. Пинель; в) Э. Сеген; г) Т. Симон.
16. Укажите недостатки метрической шкалы для измерения умственных способностей, созданной А. Бине и Т. Симоном.
а) соотнесенность трудности заданий с возрастом; б) субъективный характер заданий; в) независимость успешности выполнения заданий от жизненного опыта ребенка; г) словесный характер большинства тестов.
17. Укажите направления модернизации метрической шкалы для измерения умственных способностей, созданной А. Бине и Т. Симоном.
а) увеличение количества словесных тестов; б) увеличение количества тестов действия; в) предъявление требования, связанного с распределением испытуемых в результате исполнения теста по нормальной кривой; г) оценка конечного результата с учетом трудностей.
18. Формулу коэффициента интеллекта ввел…
а) В. Штерн; б) А. Бине; в) О. Декроли; г) Л. С. Выготский.
19. Кто из отечественных исследователей создал систему испытаний для исследования отдельных психических процессов?
а) Г.И. Россолимо; б) А.Ф. Лазурский; в) Г.Я. Трошин; г) П.П. Блонский.
20. Кто из отечественных исследователей изучал ребенка в деятельности в естественных условиях?
а) В.П. Кащенко; б) А.Ф. Лазурский; в) Г.Я. Трошин; г) П.П. Блонский.
Тест 3 18
1. Укажите две группы, на которые в России принято делить умственно отсталых детей. а) дементные; б) олигофрены; в) неолигофрены; г) дебилы.
2. Укажите признаки, характерные для олигофрении. а) поражение наиболее простых и рано формирующихся структур мозга, возникающее уже на ранних этапах развития; б) поражение наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, возникающее уже на ранних этапах развития; в) поражение наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, возникающее на поздних этапах развития; г) поражение наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, возникающее из-за наследственного нарушения обмена веществ.
3. Укажите характер органической недостаточности мозга при олигофрении.
а) резидуальный; б) остаточный; в) непрогредиентный; г) прогредиентный.
4. К олигофрениям относят…
а) только врожденное слабоумие;
б) приобретенное слабоумие с полным распадом психической деятельности;
в) только рано приобретенное слабоумие без признаков распада психической деятельности;
г) врожденное и рано приобретенное слабоумие с признаками недоразвития психики в целом, но преимущественно – интеллекта;
д) приобретенное в различные сроки жизни слабоумие с преимущественным поражением интеллектуальной сферы.
5. Олигофрения является выражением…
а) парциальной психической ретардации; б) тотальной психической ретардации;
в) асинхронии психического развития;
г) регресса психических функций.
6. Термин «умственная отсталость»…
а) тождественен термину «олигофрения»;
б) тождественен термину «деменция»;
в) объединяет случаи олигофрении и рано возникшей деменции;
г) объединяет случаи деменции, возникшей в раннем детстве и подростковом возрасте.
7. При олигофрении возможно все перечисленное, кроме…
а) признаков прогредиентности;
б) периодов компенсации; в) периодов декомпенсации под влиянием возрастных кризов;
г) периодов декомпенсации под влиянием психических факторов.
8. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление…
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;
г) максимальных и минимальных показателей.
9. Какое из выражений точнее всего определяет коэффициент интеллекта?
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
б) характеристика врожденных способностей;
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
г) характеристика зоны ближайшего развития.
10. Легкой умственной отсталости соответствует коэффициент IQ…
а) 40–49; б) 40–59; в) 50–69; г) 60–79; д) 70–89.
11. Умеренной умственной отсталости соответствует коэффициент IQ…
а) 25–39; б) 35–49; в) 45–59; г) 55–64; д) 55–74.
12. Тяжелой (резко выраженной) умственной отсталости соответствует IQ…
а) до 20; б) 20–34; в) 30–44; г) 40–54; д) 45–64.
13. Глубокой умственной отсталости соответствует коэффициент IQ менее…
а) 10; б) 15; в) 20; г) 30; д) 40.
14. Пограничной интеллектуальной недостаточности соответствует коэффициент IQ…
а) 50–60; б) 60–70; в) 70–80; г) 80–90; д) 90–100.
15. Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия подразделяются…
а) на наследственные;
б) на внутриутробные;
в) на перинатальные и первых трех лет жизни;
г) на все перечисленные;
д) все перечисленное неверно.
16. Когда заражение беременной женщины краснухой вероятнее всего приведет к психическому недоразвитию у ребенка?
а) в первом триместре беременности;
б) во втором триместре беременности;
в) в третьем триместре беременности;
г) в четвертом триместре беременности.
17. Основными группами олигофрении в соответствии с этиологическими факторами являются…
а) олигофрении эндогенной природы;
б) эмбрио- и фетопатии;
в) олигофрении, возникающие в связи с различными вредностями во время родов и в раннем детстве;
г) все перечисленные;
д) ни одна из перечисленных.
18. К атипичным формам олигофрении относят случаи…
а) с неравномерной структурой психического недоразвития;
б) с выраженным наследственным отягощением;
в) с наличием психопатоподобных расстройств;
г) с наличием эпилептиформных расстройств;
д) с прогрессирующим слабоумием.
19. Для речи больных олигофренией характерны все перечисленные особенности, исключая…
а) маловыразительность, односложность;
б) неправильное смысловое употребление слов;
в) аграмматичность построения фраз;
г) дизартрию;
д) употребление неологизмов.
20. Для больных олигофренией характерно следующее
а) медлительность, неловкость движений;
ки и жестикуляции;
в) малая дифференцированность эмоций;
г) все перечисленное;
д) ничего из перечисленного.
21. Для больных с идиотией характерно следующее
а) IQ менее 20;
б) речь из предложений с 3–4 словами;
в) владение элементарными навыками самообслуживания;
г) потребность в периодическом надзоре;
д) верно а и в.
22. Для больных с имбецильностью верно следующее
а) возможность обучения письму и счету;
б) элементарные навыки самообслуживания; в) способность к самостоятельной трудовой деятельности;
г) IQ от 20 до 50;
д) верно б и г;
е) ничего из перечисленного.
23. Для больных с дебильностью характерно следующее
а) IQ от 50 до 70;
б) способность к обучению;
в) плохая механическая память;
г) неспособность к труду;
д) верно а и б.
24. Умственная отсталость наиболее часто выявляется…
а) в раннем постнатальном возрасте;
б) в дошкольном возрасте;
в) в младшем школьном возрасте;
г) в подростковом возрасте.
25. Для игровой деятельности детей с олигофренией типичным является…
а) примитивизм или манипуляторный характер;
б) сверхценный характер;
в) нежелание играть с другими детьми;
г) отсутствие специфики;
д) верно а и в.
26. Основные критерии дифференциальной диагностики олигофрении и деменции основаны на всем перечисленном, кроме…
а) особенностей соматических аномалий;
б) времени (возраста) возникновения слабоумия;
в) наличия или отсутствия нормального интеллекта до возникновения слабоумия;
г) наличия или отсутствия прогредиентности интеллектуальных расстройств.
27. Основное отличие пограничной интеллектуальной недостаточности от умственной отсталости состоит…
а) в более развитом абстрактном мышлении;
б) в лучшем развитии памяти;
в) в более гармоничном развитии сферы мотиваций;
г) в более высокой работоспособности.
28. Основная причина пограничной интеллектуальной недостаточности состоит…
а) в повышении требований к интеллектуальным возможностям в современном обществе;
б) в недостатках системы общего воспитания;
в) в неблагоприятном сочетании биологических и микросоциальных факторов;
г) во всем перечисленном.
29. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, проявляется…
а) в примитивизме мотиваций;
б) в низком объеме знаний;
в) в нарушениях мнестической деятельности;
г) в повышенной истощаемости;
д) верно а и б.
30. Групповые формы детской психотерапии используются в работе с детьми, начиная с возраста…
а) 2–4 года;
б) 4–7 лет;
в) 7–8 лет;
г) 8–11 лет.
31. Семейная психотерапия при олигофрении направлена…
а) на повышение уровня интеллектуального развития ребенка;
б) на коррекцию дисфункциональных когнитивных паттернов ребенка;
в) на проработку ранних конфликтов ребенка;
г) на коррекцию дезадаптивных механизмов психологической защиты, обусловливающих выученную беспомощность и низкую самооценку пациента.
32. Большинство специалистов считает умственную отсталость некурабельной, однако психическое развитие ребенка может быть улучшено…
а) психохирургическими методами;
б) антипсихотическими препаратами;
в) строгими наказаниями ребенка;
г) методами народной медицины;
д) ранним комплексным вмешательством;
е) ничем из перечисленного.
33. В поведении психолога, сообщающего семье умственно отсталого ребенка заключение, безусловной ошибкой будет…
а) избегание четких, конкретных оценочных суждений;
б) акцент на сохранных сторонах психики вместо развернутого анализа недостаточности / дефекта;
в) заключение о принципиальной невозможности помощи такому ребенку;
г) ориентировка на возможность социальной адаптации.
34. Первичная профилактика умственной отсталости включает все, кроме…
а) семейного консультирования;
б) медико-генетического консультирования;
в) программы специального пренатального и постнатального медицинского обслуживания малообеспеченных людей;
г) стерилизации умственно отсталых людей, у которых родился также умственно отсталый ребенок.
35. Основными направлениями первичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать все перечисленные, кроме…
а) санации микросоциальных условий;
б) санитарно-гигиенического и психолого-педагогического просвещения будущих родителей;
в) медико-генетического консультирования;
г) устранения экзогенных вредностей.
36. Основными направлениями вторичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать…
а) своевременную диагностику задержки психического развития;
б) адекватную систему обучения;
в) активную медикаментозную терапию;
г) верно а и б;
д) верно а и в.
Тест 4 28
1. Укажите типичные черты умственной отсталости. а) дебильность; б) органическое поражение головного мозга; в) устойчивость нарушения познавательной деятельности; г) психопатоподобное поведение.
2. Укажите подгруппы, выделяемые в типологической группе олигофрении, осложненной нейродинамическими нарушениями. а) возбудимые; б) с завышенной самооценкой; в) торпидные; г) дементные.
3. Укажите виды умственной отсталости по времени возникновения нарушения. а) деменция 3; б) поврежденное развитие 1; в) дефицитарное развитие 4; г) олигофрения 2.
4. По какому основанию выделяются дебильность, имбецильность, идиотия (по Эскиролю)? а) по времени наступления нарушения; б) по месту нарушения; в) по выраженности интеллектуального дефекта; г) по способности к обучению.
5. Назовите признаки олигофрении. а) функциональное происхождение дефекта; б) необратимость; в) стойкость; г) прогредиентное течение.
6. Назовите этиологические факторы олигофрении. а) наследственные; б) экзогенные; в) регредиентные; г) эндогенные.
7. Укажите клинические группы олигофрении, установленные по признаку этиологии. а) микроцефалия; б) олигофрении, обусловленные наследственными факторами и хромосомными аберрациями; в) олигофрении, вызванные поражением зародыша и плода; г) олигофрении, развившиеся в результате воздействия вредных факторов перинатального периода и первых трех лет внутриутробной жизни.
8. Укажите клинические группы олигофрении, установленные по признаку этиологии. а) олигофрении, вызванные асфиксией плода; б) олигофрении, вызванные родовой травмой; в) олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями; г) олигофрении, развившиеся в результате воздействия вредных факторов перинатального периода и первых трех лет внеутробной жизни.
9. Укажите ранние постнатальные инфекции, способные обусловить психическое недоразвитие. а) ОРЗ; б) менингит; в) энцефалит; г) органическая деменция.
10. Укажите авторов, давших классификацию форм олигофрении. а) С.Г. Шевченко; б) К.С. Лебединская; в) М.С. Певзнер; г) Г.Е. Сухарева.
11. Укажите формы олигофрении, выделенные в числе других М.С. Певзнер. а) атипичная олигофрения; б) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью; в) олигофрения с психопатоподобными формами поведения; г) комплексное сенсорное и интеллектуальное нарушение.
12. Укажите формы олигофрении, выделенные в числе других М.С. Певзнер. а) неосложненная форма олигофрении; б) дети с преобладанием процессов торможения; в) дети с преобладанием процессов возбуждения; г) олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами.
13. Укажите признаки неосложненной олигофрении. а) уравновешенность сохранность эмоциональной сферы; в) судорожные припадки; г) неспособность учитывать элементарные ситуации.
14. Укажите признаки олигофрении, осложненной нарушением нейродинамических процессов. а) при преобладании процессов возбуждения – медлительность, заторможенность; б) при преобладании процессов торможения – аффективная неуравновешенность, повышенная импульсивность; в) при преобладании процессов торможения – вялость, замедленность, инертность; г) при преобладании процессов возбуждения – снижение работоспособности, низкая продуктивность.
15. Укажите признаки олигофрении, осложненной психопатоподобными формами поведения. а) подражание в деятельности; б) грубое нарушение целенаправленности деятельности; в) недоразвитие личностных качеств; г) явления аффективной возбудимости, расторможенности влечений.
16. Укажите признаки олигофрении, осложненной тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга. а) повышены биологические потребности; б) просоциальные наклонности в поведении; в) грубое нарушение целенаправленности деятельности; г) отсутствие чувства страха, обиды, стеснительности.
17. Какие рекомендации по организации коррекционной работы должны быть реализованы при «лобной» олигофрении? а) сохранение работоспособности на определенном уровне; б) недопущение перевозбуждения ребенка, необходимость его предупреждать; в) большая выраженность по сравнению с другими детьми алгоритмизации действий, стереотипности действий, большая расчлененность учебного материала; г) развитие целенаправленности в осуществлении простых поведенческих реакций.
18. Какие теории описывают прогноз психического развития при олигофрении? а) теория «пола»; б) теория «потолка»; в) концепция развития, сформулированная Л.С. Выготским; г) концепция развития, сформулированная Ж.И. Шиф.
19. Выберите правильное утверждение в русле концепции развития, сформулированной Л.С. Выготским. а) умственно отсталый ребенок не способен к культурному развитию; б) умственно отсталый ребенок в принципе способен выработать в себе1 высшие психические функции, но фактически остается недоразвитым в этом плане; в) культурное развитие умственно отсталого ребенка ограничено ядерными признаками дефекта; г) умственно отсталый ребенок более или менее успешно осваивает все элементарное, простое, но все-таки не может достичь высшего уровня обобщения.
20. Какие признаки относят к ядерным нарушениям при олигофрении? а) органическое поражение коры головного мозга; б) слабость обобщения и абстрагирования; в) недостаточность замыкательной функции коры больших полушарий; г) патологическую подвижность основных нервных процессов.
21. Укажите общие симптомы при олигофрении. а) мышление ускорено по темпу; б) малодифференцированные эмоции; в) затрудненность переключаемости с одного вида деятельности на другой; г) недостаточность логического мышления.
22. К какой категории по степени выраженности интеллектуального дефекта следует отнести ребенка с неадекватной реакцией на внешние раздражители, смутным сознанием собственной личности, полным отсутствием речи и мышления? а) к органической деменции; б) к умственной отсталости; в) к дебильности; г) к идиотии.
23. К какой категории по степени выраженности интеллектуального дефекта следует отнести ребенка, полностью неспособного отвлечься от конкретной ситуации, с аграмматичной и косноязычной речью, усваивающего лишь навыки опрятности и самые элементарные знания и трудовые процессы? а) к деменции; б) к идиотии; в) к приобретенному слабоумию; г) к имбецильности.
24. Какой коэффициент интеллекта наблюдается при дебильности? а) до 20; б) от 70 до 100; в) от 50 до 69; г) полное отсутствие.
25. Какие особенности деятельности отмечаются у умственно отсталых учеников? а) целенаправленность, умение довести начатое дело до конца; б) низкая самостоятельность, обусловленная недостаточным умением детей ориентироваться в задании; в) умение руководствоваться в своей деятельности наглядными инструкциями; г) недоразвитие самоконтроля.
26. Какие особенности эмоционального развития характерны при умственной отсталости? а) учащимся младших классов свойственны импульсивные проявления гнева, обиды и т. п.; б) эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств; в) широкий диапазон переживаний; г) болезненное переживание собственной неполноценности.
27. Какие особенности эмоционального развития характерны при умственной отсталости? а) полярные, лишенные оттенков эмоции; б) целенаправленность психических процессов; в) снижение критического отношения к себе; г) преимущественно недостаточная сформированность произвольных психических процессов.
28. Укажите характеристики восприятия, свойственные умственно отсталым детям.
а) замедленность процессов анализа и синтеза; б) отчетливое ускорение переработки сенсорной информации при усложнении перцептивной задачи; в) хорошее умение приспосабливать свое зрительное восприятие к измененным условиям; г) запаздывание в сроках познания пространства; д) неполное, поверхностное, в ряде случаев неадекватное понимание сюжетной картины.
29. Укажите особенности памяти школьников-олигофренов с разной структурой дефекта. а) при неосложненной олигофрении непроизвольное запоминание протекает успешнее (больший объем запоминания, точность хранения, точность репродукций); б) у умственно отсталых возбудимых учеников объем непроизвольного запоминания разного по сложности материала несколько больше, чем у учеников при неосложненной форме; в) при преобладании процессов торможения наблюдается малый объем непреднамеренного запоминания и слабое удержание его в памяти; г) при возбудимости отмечается пассивность, бездеятельность, вялость.
30. Какие особенности речевой регуляции деятельности отмечаются при умственной отсталости? а) включение речи в восприятие, запоминание и другие познавательные процессы оказывает отрицательное воздействие; б) полезно сочетать самостоятельно выполняемые практические действия с собственной речью и с речевой помощью взрослого; в) успешная практическая деятельность умственно отсталого ученика означает, что он может описать эту деятельность словами; г) у учащихся старших классов чаще наблюдается соответствие между самостоятельностью в труде и умением дать отчет о своей деятельности.
Стоимость данной учебной работы 585 руб.