Количество страниц учебной работы 78,61111
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ2
ВВЕДЕНИЕ3
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.13
РАЗДЕЛ 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ.22
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.28
РАЗДЕЛ 4. ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СПОРТИВНУЮ МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ.42
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СПОРТЕ.48
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СПОРТЕ.60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ69
ПРИЛОЖЕНИЕ№173
ПРИЛОЖЕНИЕ№2.74
Введение
Интерес к феномену социализации личности значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация – это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, процесс двусторонний, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Социализацияодна из важных частей общего процесса становления личности — та часть, которая ответственна за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно впитывая в себя эти ценности и стандарты. Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.
В свою очередь, спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Политики рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
При формирования личности спорт может выступать как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он воздействует на формирование определенных профессиональных статусов, в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности. Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения. Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.
Актуальность работы
В последние десятилетия XX века и в начале XXI века одной из основных задач ученых, работающих во всех областях науки, стала задача разработки комплекса мер, которые бы позволили сохранить и укрепить здоровье человека, продлить его активную жизнь, преодолеть различного рода болезни. Но одни только достижения в области медицины, генетики, экологии не способны сделать человека здоровым. Решение такой задачи невозможно без повышения социальной значимости физической культуры и спорта, без достижения понимания населением важности физической активности, без формирования взгляда на спорт, как на фактор здорового образа жизни.
Сегодня можно указать ряд мировых тенденций развития в области физического воспитания и спорта — постоянный рост числа занимающихся физической культурой, в том числе среди молодежи, которое в европейских странах, США, Японии, Австралии, Канаде и ряде других стран достигло половины или более половины их населения; — опережающее развитие массового спорта по отношению к спорту высших достижений; — изменение мотивов занятия спортом все более теряет свою значимость мотив достижения успеха и самоутверждения и, в то же время, усиливаются такие мотивы, как получение удовольствия, укрепления здоровья, хорошая фигура и другие; — создание условий для совместных занятий спортом всей семьей, использование этих занятий для решения проблемы взаимопонимания в семье, для укрепления здоровья, для профилактики социально негативных явлений.
К сожалению, приходится признать, что ни одна из перечисленных положительных мировых тенденций развития физической культуры пока не стала характерной для Российской Федерации. Так, в физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 10 — 15% российских граждан. В России сохраняется преобладание спорта высших достижений над массовым спортом, что сдерживает привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом. Практика показывает, что возможности физической культуры и спорта не используются в полной мере.
Причины такого положения вещей выступают как следствия недооценки роли человеческого фактора в развитии общества и кроются в целом ряде факторов
недостаточное финансирование сферы физической культуры и спорта; — разрушение с распадом СССР старой системы физкультурно-спортивного движения; — сокращение количества физкультурно — оздоровительных и спортивных сооружений, вызванное экономическим трудностями, увеличение стоимости их сооружения и содержания;
— коммерциализация занятий в спортивных кружках, секциях, клубах , что сделало занятия физкультурой и спортом менее доступными для значительной части населения;
недостаточная пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта.
Это привело к тому, что сейчас фактически не сформирован идеал физического здоровья, как важнейшей составляющей образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ1 жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации. Не случайно В.В. Путин, будучи президентом Российской Федерации, в выступлении «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Государственного Совета Российской Федерации 30 января 2002 года отметил, что необходимо сформировать общенациональную модель физкультурно — спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни. В 2005 году эта работа была начата в рамках национального проекта «Здоровье».
В настоящее время стало общепризнанным фактом, что приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно — спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию, спорту и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой и рабочей молодежи. Необходимо преодолеть весь комплекс нерешенных вопросов, которые определяют низкую физкультурно — спортивную активность молодежи. В числе этих вопросовслаборазвитая материально-техническая база; — ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; — издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы; — ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; — отсутствие традиций семейного физического воспитания;
— несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.
В значительной степени облегчить решение этой задачи может изучение процесса социализации личности молодого человека средствами спорта. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием спорта и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере спорта, что обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Исследования процесса социализации имеют многолетнюю историю. К настоящему времени разработано значительное количество теоретико-методологических подходов к пониманию процесса социализации и утвердилась точка зрения, что дальнейшее развитие может идти только по пути контаминации теоретических подходов.
В арсенале социологической науки находятся исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
Ряд важных достижений в этой области имеют современные российские социологические школы (московская и петербургская школы социологии молодежи и др.). Здесь необходимо отметить работы Андреенковой Н.В., Гилинского Я.И., Здравомыслова А.Г., Хайруллиной Ю.Р. Кроме того, накоплен большой пласт работ посвященных исследованиям жизненного пути личности (Титма М.Х., Мартынюк И.О.) , психологическим основам формирования личности (Божович Л.И., Залесский Г.Е., Кон И.С., Леонтьев А.Н.) , проблемам воспитания и развития личности (Зиятдинова Ф.Г., Харчев А.Г., Хузиахметов А.Н.) .
Большое место занимают и работы посвященные исследованиям молодежи. Так, например, в отечественной науке в силу традиций преобладает социально-философский и культурно-исторический подходы к изучению общественных явлений и процессов, определению места и роли молодежи как особой социально-демографической группы. Это работы Иконниковой С.Н., Ильинского И.М., Лисовского В.Т. С 90-х годов усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях трансформирующегося общества, когда закладываются основы и формируются стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества. Анализу этих проблем посвящены исследования ряда авторов , в которых рассматриваются проблемы отбора и функционирования ценностей.
Важным аспектам социализации молодежи посвящены исследования (Абульханова-Славская К.А., Асмолов А.Г., Эльконин Д.Б.) , в которых затронуты социально-психологические аспекты воспитания и образования подрастающего поколения и различных категорий молодежи.
Состояние духовно-культурной сферы молодежного досуга, проблемы социальной адаптации молодежи в современных условиях анализируются в целом ряде работ (Даниленко О.И., Кобляков В.П., Ракова Л.В., Уледов А.К., Флиер А.Я, Запесоцкий А.С., Лисовский В.Т.) .
В западной социологии видную роль в изучении процессов социализации сыграли труды Т. Парсонса. В работах Т. Парсонса детально изучены механизмы социализации личности (познавательные, защитные, приспособительные), рассмотрены дополнительные факторы, воздействующие на личность в процессе социализации .
Но вместе с тем приходиться констатировать, что сегодня теория социализации молодежи находится в стадии развития и совершенствования концептуальных и методологических положений. Одним из направлений развития теории социализации могло бы стать1 изучение различных факторов социализации молодежи, в частности, средствами спорта.
Влияние спорта на социализацию личности является ее слабоизученным аспектом. Это можно объяснить как сложностью системы спорта и физической культуры в целом как социально-культурного феномена, так и отсутствием единого подхода к ее анализу, что приводит к высокой степени разрозненности имеющихся исследований. Данное исследование посвящено одному из недостаточно изученных вопросов социализации личностивопросу о влиянии спорта на процесс социализации подростков. Цель данной работыопределить значение спорта как фактора социализации подростков.
Объектом исследования является социализация подростков в ходе занятий спортом.
Предмет исследования место и роль1 спорта как фактора социализации подростков. В задачи исследования входило
1.Раскрыть особенности межличностных отношений подростков в процессе социализации.
2.Рассмотреть особенности социализации подростков в спорте.
3.Определить основные социальные мотивы, позволяющие привлечь младших подростков к занятиям спортом.
4.Выявить роль1 родителей, тренеров, учителей в формировании у младших школьников привычки к регулярным занятиям спортом.
5.Определить наиболее популярные среди подростков виды спорта и совокупность причин этой популярности.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирическая база работы включает авторское исследование, состоящие из двух этапов. В ходе первого этапа автор анализировал роль1 спорта и занятий спортом в социализации подростков на основании мнений родителей и тренеров. Исследование проводили методом интервьюирования. В ходе данного исследования было опрошено 30 респондентов 15 родителей и 15 тренеров. Отбор респондентов производился в спортивных секциях до или после занятий для тренеров, и во время занятий для родителей.
Группу тренеров составили мужчины и женщины от 25 до 43 лет, имеющие стаж тренерской работы не менее 2-х лет. Большинство из них имеют профессиональное образование и спортивные разряды по своему виду спорта.
Опрос тренеров проводился непосредственно на месте работы. Большинство опрошенных тренеров проявили позитивное отношение к данному исследованию, охотно отвечали на задаваемые вопросы, интересовались его результатами.
Родители (в основном женщины, матери детей, посещающих спортивные секции, в возрасте от 30 до 47 лет) отвечали на вопросы нашего интервью в ожидании детей после занятий в секции. Беседа происходила в доверительной обстановке, без ограничений во времени и посторонних помех, при согласии родителей принять участие в данном исследовании. Уровень образования и доходов респондентов не выяснялся.
Интервьюрование родителей в процессе ожидания завершения тренировок их детей нам представляется наиболее благоприятным моментом для проведения интервью. Родители с удовольствием отвечали на наши вопросы и имели достаточно времени для формулирования своей позиции. В ходе второго этапа исследования автор анализировал отношение детей-подростков к спорту и к занятиям спортом как к факторам социализации. Исследование проводилось методом анкетирования . В ходе опроса подросткам было предложено завершить суждения, представленные в форме неоконченных предложений.
Выборку составили подростки и юноши от 13 до 18 лет, с преобладанием лиц мужского пола, было опрошено 30 человек.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.

Студенческая работа № 136376. Диплом Особенности формирования личности в подростковом возрасте

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Подтвердите, что Вы не бот