Количество страниц учебной работы 94,61111
Содержание Введение 3
Глава 1. Современные подходы к изучению особенностей понимания социальной информации детьми с нарушениями
интеллектуального развития
1.1. Теоретические основы изучения особенностей понимания социальной формации умственно отсталыми детьми 7
1.2. Психолого-педагогические особенности умственно отсталых
воспитанников детских домов 21
1.3. Современные исследования особенностей понимания социально
-бытовых ситуаций детьми с нарушениями интеллектуального развития 34
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы изучения особенностей понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов имеющих интеллектуальные нарушения 2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 55
Глава 3. Программа развития понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов с нарушениями интеллекта 3.1. Программа формирующего эксперимента 68
3.2. Анализ результатов контрольного исследования 73
Заключение 84
Литература 88
Приложения 94
Введение
Гармоничное развитие эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной сферы является необходимым условием социализации личности, формирования межличностных отношений и эмоционального благополучия ребенка с нарушениями интеллекта.
Одной из основных задач коррекционно-образовательных и интернатских учреждений явля¬ется социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к са¬мостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения оп¬ределенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессио¬нально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности эмоционально-волевой сферы, общения и умения налаживать отношения с окружающими, понимать и ориентироваться в различных социально-бытовых ситуациях.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых школьников отрицательно влияет на эмоциональное развитие, формирование межличностных отношений и общения, приводят к существенным изменениям в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Специфика нарушений коммуникативной сферы детей с нарушениями интеллекта еще больше определяется особенностями воспитания таких детей в детских домах, где развитие ребенка происходит на фоне различных негативных социально-психологических факторов. Все выше сказанное объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы. Несмотря на то, что большинство работ отечественных дефектологов (М.Г. Агавелян, О.К. Агавелян, Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Х.С. Замский, В.И. Лубовский, А.Р. Малер, С.Я. Рубинштейн, Г.В. Цикото и др.) так или иначе затрагивает проблему изучения особенностей понимания социально-бытовых ситуаций детьми с нарушениями интеллекта, в специальной литературе данный вопрос не часто затрагивается применительно к изучению особенностей развития умственно отсталых детей в условиях воспитания в детских домах. Также не имеет достаточной разработки и проблема психокорекционной работы по устранению имеющихся недостатков в условиях работы с такими детьми в условиях интернатских учреждений. Этот аспект объясняет научную актуальность проблемы. Практическая значимость проблемы обусловлена возможностью использовать теоретические и, особенно, эмпирические результаты нашего исследования в практике работы воспитателей, психологов, педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми в детских домах. Таким образом, актуальность изучения проблемы особенностей понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов, имеющих нарушения интеллекта, заключается в недостаточной изученности данной проблемы в специальной литературе при необходимости учета знаний особенностей коммуникативного развития ребенка в коррекционно-развивающей работе. Цель исследования – изучение особенностей понимания социально-бытовых ситуаций воспитанников детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения. Объект исследования – особенности понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов с нарушениями интеллекта. Предмет исследования – коммуникативные навыки как средство для осуществления процесса понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов с нарушениями интеллекта. Гипотезы исследования 1. У умственно отсталых детей-воспитанников детских домов нарушение понимания социально-бытовых ситуаций, коммуникативных навыков выражены гораздо сильнее, чем у их сверстников с нарушениями интеллекта, воспитывающихся в семьях и зависит от уровня их когнитивного развития. 2. Специальная коррекционная работа развития коммуникативной сферы у детей — воспитанников детского дома с нарушениями интеллекта может помочь им в развитии способности адекватно понимать и реагировать в социально-бытовых ситуациях. Задачи исследования 1. Теоретически обосновать особенности изучении проблемы понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения. 2. Эмпирически изучить проблему особенностей изучения проблемы понимания социально-бытовых ситуаций воспитанниками детских домов, имеющих интеллектуальные нарушения. 3. Составить и апробировать программу развития коммуникативной сферы детей-воспитанников детских домов с нарушениями интеллекта, с целью формирования у них способности адекватно понимать и реагировать в социально-бытовых ситуациях. Наше исследование осуществлялось в несколько этапов Первый этап – анализ теоретической литературы по проблеме, включал в себя рассмотрение теоретических основ изучения особенностей понимания социальной интерпретации умственно отсталыми детьми, анализ психолого-педагогических особенностей умственно отсталых воспитанников в условиях детских домов, изучение современных исследований, касающихся вопросов исследования особенностей понимания социально-бытовых ситуаций детьми с нарушениями интеллектуального развития. Второй этап – включал в себя разработку эмпирической части исследования и проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого были изучены особенности развития коммуникационной сферы умственно отсталых детей. Третий этап — проведение формирующего эксперимента, включал в себя разработку и апробацию программы развития коммуникативной сферы у детей с нарушениями интеллекта, воспитывающимися в детском доме. Четвертый этап – проведение повторного тестирования (контрольный эксперимент) детей и взрослых, участвовавших в программе, анализ, обработка и интерпретация полученных результатов исследования; подтверждение гипотезы исследования. Методы исследования эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.