Количество страниц учебной работы 70,61111
Содержание Введение3
Глава 1 Теоретические аспекты использования нетрадиционных техник рисования в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников8
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования изобразительного деятельности старших дошкольников8
1.2 Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей старших дошкольников22
1.3 Комплекс занятий использования нетрадиционных техник рисования со старшими дошкольниками33
1.4 Создание педагогических условий по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях со старшими дошкольниками43
Выводы по главе 155
Заключение56
Библиографический список57
Приложение62 Введение
Актуальность. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Дошкольное воспитание середины XX в., по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации и деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточение внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребенка. Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества, которые стали предметом изучения многих психологов и педагогов Н.С.Александровой, Б.Г.Ананьева, А.В.Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, В.В.Домогацких, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и других.
Важным средством активизации процесса развития детского изобразительного творчества является искусство. Произведения изобразительного искусства, представленные в художественно-образной форме отражения действительности, положительно воздействуют на детскую эмоциональную сферу, способствуют формированию у детей эстетического восприятия действительности. Закон РФ «Об образовании» (1992) закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Разработаны и действуют вариативные образовательные программы «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Истоки» (Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселова и др.), «Детство» (В.И. Логинова), в которых рассматриваются задачи, методы и формы обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Разработаны и специальные программы по художественно-творческой деятельности. Так, программа «Росток» А.В. Шестаковой представляет собой программно-целевой комплекс, интегрирующий алгоритмы развития эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова) представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Программа «Гармония» (Д.И. Воробьева) разработана на принципе интеграции различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Программа «Красота – радость – творчество» (Т.С. Комарова) строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приемами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы исследования использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности со старшими дошкольниками.
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности будет эффективно, если будут соблюдены следующие педагогические условия
1) формирование интереса к изобразительной деятельности и нетрадиционным техникам рисования;
2) организация субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей;
3) организация взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи исследования
1.проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
2.раскрыть сущность нетрадиционных техник рисования как средства формирования творческих способностей дошкольников;
3.разработать и реализовать комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования;
4.рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Методолого-теоретическая основа исследования идеи и концепции воспитания дошкольников средствами искусства (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, И.А. Дзержинская, Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова, И.А. Лыкова. О.П.Радынова, Е.А.Флёрина); методика обучения дошкольников основам изобразительной грамоты (Е.И.Игнатьев, Н.В.Квач, Т.С.Комарова, Г.В.Лабунская и др.), приобщения детей к изобразительному искусству (Н.С.Александрова, Н.Э.Басина, А.А.Грибовская, Л.Л.Ковалевская, С.К.Кожохина, В.Б.Косминская, Т.В.Малова, ОА.Суслова, Н.Б.Халезова, Р.М.Чумичева, Т.Я.Шпикалова и др.); исследования по проблемам психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Б.М. Кедров, Я. А. Пономарев, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, Е. Торренс), принципов творческого развития (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Методы исследования анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, классификация.
Экспериментальная база исследования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №68 г. Челябинска. Детский сад работает по программе «Детство».
Практическая значимость. Разработанный комплекс занятий и педагогические условия могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования. Работа состоит из введения, одной главы, выводам по 1 главе, заключения, библиографического списка и приложения.
Стоимость данной учебной работы 1755 руб.