Количество страниц учебной работы 41,61111
Содержание Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, оставшимися без попечения родителей
1.1.Понятие умственной отсталости и ее разновидности. Психологические особенности умственно отсталых детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………..6
1.2.Метод М. Монтессори в коррекционной работе с детьми…………..26
1.3.Специфика коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………….35
Глава 2. Практическое использование методик М. Монтессори для развития сенсорных способностей у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Диагностика уровня сенсорного развития у детей с умственной отсталостью
2.3. Практика использования методик М. Монтессори в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми 2.4. Анализ эффективности использования программы М. Монтессори Заключение
Литература
Приложения Введение
Современное состояние общества констатирует значительное увеличение рождаемости детей с той или иной патологией. К сожалению, большинство из них имеет страшный диагноз «умственная отсталость». Данная обстановка обусловлена целым рядом различных причин, среди которых необходимо выделить загрязнение природы, разнообразные техногенные катастрофы, чрезмерное развитие промышленности, злоупотребление лекарствами и психотропными препаратами, курение, употребление алкоголя и наркотических веществ и т.д. Мнение общества в отношении умственно отсталых детей однозначно на их судьбу невозможно оказать существенного влияния, а сами дети заслуживают лишь жалости и сочувствия. Многие дети с подобным диагнозом оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах и домах ребенка). Однако в истории педагогической и психологической науки имеются яр-кие примеры содействия развитию умственно отсталым детям, которое в конечном итоге привело к формированию у них знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной жизни в обществе. Одним из выдающихся педагогов, благодаря которому изменилось отношение к коррекционной работе с умственно отсталыми детьми является Мария Монтессори, чей теоретический и практический вклад в данную область неоценим. В конце XIX века в Италии она создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал. Благодаря этому материалу обездоленные дети могли учиться так-же успешно, как и нормальные школьники. Результаты ее педагогической деятельности шокировали общественность. В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы воспитанники М. Мон-тессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Данный факт был настолько неправдоподобен, что результаты много-кратно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. Методика обучения М. Монтессори не просто работала, но и приносила очень хорошие результаты. В дальнейшем методика М. Монтессори получила широкое распростра-нение как на ее родине в Италии, так и в других странах. К сожалению, ис-пользование развивающих методов в нашей стране в начале XX века не по-лучило широкого распространения из-за сложившейся общественной ситуа-ции.
Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М. Монтес-сори глубоко символичен, поскольку тесно связан с такими чертами россий-ской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в непрерывно изменяющемся обществе, что и обусловливает актуальность нашего исследования. Вместе с тем, количество неадаптированных к обществу детей, имею-щих умственную отсталость, значительно возросло, что требует от государ-ства централизованной организованной политики и социальной поддержки таких лиц. Анализ и грамотная адаптация зарубежных методик социальной и пси-хологической адаптации умственно отсталых детей будет способствовать развитию их способностей и адаптации в обществе. Исходя из вышеизло-женного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследо-вания. На современном этапе развития общества одной из самых слабо адапти-рованных категорий являются умственно отсталые дети, особенно воспиты-вающиеся вне семьи. Данные дети существенно отстают в своем развитии от нормы психо-социального развития, у них слабо развита сенсорная система. Однако использование специализированных коррекционных методик по раз-витию сенсорики уменьшает степень такого отставания и способствует улучшению адаптации. В связи с этим, целью нашего исследования является определение эф-фективности использования методик М. Монтессори для коррекции сенсор-ного развития у детей с умственной отсталостью.
Объект исследования – развитие умственно отсталых детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования – сенсорное развитие умственно отсталых детей как фактор стимулирующий общее развитие.
Гипотеза
Использование развивающих методик М. Монтессори в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми, оставшимися без попечения родите-лей, способствует целостному и гармоничному развитию личности детей.
Задачи
1.Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2.Определить и провести научную трактовку основных понятий иссле-дования.
3.Проанализировать психологические особенности умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
4.Рассмотреть специфические особенности коррекционного метода М. Монтессори.
5.Изучить особенности коррекционной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
6.Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня сенсорного развития умственно отсталых детей.
7.Изучить уровень1 сенсорного развития умственно отсталых детей, ос-тавшихся без попечения родителей.
8.Провести коррекционную работу с использованием дидактического материала М. Монтессори.
9. Изучить изменения уровня сенсорного развития после использования коррекционных методик М. Монтессори.
10.Провести сравнительный анализ полученных данных.
11. Обосновать возможности использования методик М.Монтессори в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми, оставшимися без попечения родителей.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.