Количество страниц учебной работы 68,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения7
1.1. Характеристика понятия «социальная адаптация»7
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста17
1.3. Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду27
Выводы по первой главе37
Глава 2. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада38
2.1. Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям38
2.2. Содержание, формы, методы организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада45
2.3. Методические рекомендации воспитателям и родителям50
Выводы по второй главе56
Заключение57
Список литературы59
Приложение63 Введение
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать1 «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».
Цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если
-психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
-будет определен уровень1 нервно-психического развития детей раннего возраста;
-педагогическая работа с детьми будет проводиться от группы адаптации детей при гуманном и индивидуально-личностном подходе к детям;
-будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования
1.изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
2.определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;
3.разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования -теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-беседа с воспитателями;
-наблюдение за детьми;
-анкетирование родителей;
-изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста;
-эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования -исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
-исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); -исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Основные этапы исследования
Первый этап (сентябрь 2010 г.) — теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и анализ; постановка целей и задач, формулирование гипотезы исследования.
Второй этап (октябрь 2010 г. – февраль 2011 г.) — экспериментальный. Диагностика нервно-психического развития детей, уровня адаптации. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей, перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Третий этап (март-апрель 2011 г.) — обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования, оформление материалов исследования.
База проведения исследования МДОУ Детский сад №368.
Структура исследования работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.

Студенческая работа № 136140. Диплом Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Подтвердите, что Вы не бот