Количество страниц учебной работы 47,61111
Содержание Введение3
Глава I Развитие видов памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема6
1.1.Исследование видов памяти в психолого-педагогической литературе6
1.2.Возрастные особенности видов памяти у младших школьников12
1.3.Изучение проявлений памяти младших школьников12
Глава II Исследование развития видов памяти младших школьников22
2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти у младших школьников22
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования27
2.3.Рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти младших школьников35
Вывод38
Список литературы40
Приложение 143
Приложение 245 Введение
Младший школьный возраст называют вершиной детства [24, С. 251]. В современной периодизации психического раз¬вития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жиз¬ни новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная дея¬тельность. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а родители и педагоги должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет раз¬виваться память. Это положение определяет актуальность выбранной темы работы. Память, являясь одним из психических процессов, относится к числу базовых категорий рассмотрения в психологии. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразы.
Виды памяти — это структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала [14].
В отечественной и зарубежной психологии накоплен весьма обширный эмпирический материал, являющийся результатом многочисленных экспериментальных исследований памяти младших школьников (А. Аалль, Е.Брунсвик, Бурдон, Л.С.Выготский, Л.Гольдшейдер, П.И.Зинченко, Н.П.Иванова, А.Изюмова, Д.И.Красильщикова, Е.М.Кудрявцева, А.Н.Леонтьев, А.И.Липкина, Б.Лобзин, В.Я.Ляудис, К.П.Мальцева, Э.Мейман, А.Польман, Г.В.Репкина, В.И.Самохвалова, А.А.Смирнов, Г.А.Стюхина, Э.А.Фарапонтова, Т.Х.Хасаева, Л.В.Черемошкина, В.Д. Шадриков, А.Н. Шлычкова, В.Штерн и многие другие).
Большинство исследований памяти младших школьников в отечественной психологии базируется на деятельностном подходе, выполнены в парадигме констатирующего и формирующего экспериментов.
Цель данного исследования теоретически описать и эмпирически изучить виды памяти у младших школьников.
Объект исследования память младших школьников.
Предмет исследования виды памяти младших школьников.
Гипотеза уровень1 развития долговременной памяти младших школьников ниже уровня развития их кратковременной памяти; а уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти.
Для достижения цели исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи
1.Описать виды памяти и их возрастные особенности у младших школьников;
2.Определить специфику изучения проявлений памяти младших школьников;
3.Описать этапы, методы и методики исследования;
4.Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования;
5.Разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти младших школьников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический констатирующий эксперимент, метод теста, методы статистической обработки данных (первичные и вторичные). Методики психодиагностики. 1) Методика «Оценка памяти» [Ахвердова, Волоскова]; 2) Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» [Н.Г. Молодцова].
Стоимость данной учебной работы 1365 руб.