Количество страниц учебной работы 53,61111
Содержание ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ7
1.1 Состояние проблемы коммуникативных умений в психологии и педагогике7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и особенности общения подростков12
1.3 Коммуникативные умения как фактор социализации18
Выводы по Главе 122
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И ТИПА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В ГРУППЕ23
2.1 Этапы, методы, методики исследования23
2.2 Результаты исследования25
2.3 Практические рекомендации для подростков по развитию коммуникативных умений32
Выводы по Главе 234
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ40
ЛИТЕРАТУРА42
Приложение 145
Приложение 247
Приложение 351
Приложение 452
Приложение 553
Приложение 654
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных задач современного российского образования является совершенствование коммуникативной компетентности школьников, особенно подростков. Именно в подростковом возрасте происходит формирование лич-ности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, ос-воение различных социальных ролей, и группа сверстников играет в этих про-цессах ведущую роль, так как отношения с партнерами своего и противопо-ложного пола создают прототип взрослых отношений. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.
Проблема общения, получившая свое начало в работах педагогов ХІХ-ХХ вв. (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, А.С. Мака-ренко), в 60-е годы XX века выделилась в самостоятельную теоретическую про-блему. Опираясь на общую теорию человеческой коммуникации (Г.М. Андрее-ва, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Е.В. Руденский, Т. Шибутани и др.), она получила широкое распространение в психолого-педагогической литературе (Б.Г. Анань-ев, А.А. Добрович, В.К. Дьяченко, Л.М. Зюбин, В.А. Кан-Калик, Л.И. Карлин-ская, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Р.С. Немов, Ю.М. Орлов, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, Т.А. Репина, В.В. Усов, Г.А. Цукерман, Н.И. Шевандрин, Я.Яноушек и др.). Современными исследователями проанализирована сущ-ность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложе-ны способы формирования этой группы умений и др. По мнению группы исследователей (Т.В. Антонова, Г.И. Николаева, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников и др.), коммуникативные уме-ния индивида в совокупности образуют его коммуникативную компетентность, которая представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Эмо-циональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, чуткость к переживаниям окружающих людей. Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Сле-довательно, коммуникативные умения и коммуникативная компетентность обеспечивают адекватные реакции индивида на происходящее вокруг, его адек-ватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявле-ние своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением. Вышеперечисленные со-ставляющие являются необходимым условием успешного развития подростка, его подлинной интеграции в общество и, прежде всего, в группу сверстников, общение с которыми является в подростковом возрасте ведущим видом дея-тельности и закладывает фундамент для последующего развития личности под-ростка и системы его межличностных связей.
В отечественной науке ряд исследований посвящен таким аспектам про-блемы общения, как проблема формирование коммуникативных умений обу-чаемых и обучающихся в образовательном процессе с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.) и с педагогических по-зиций (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, Т.Н. Волкова, Л.В. Грошева, М.Е. Даш-кин, Ю.Н. Емельянов, В.Л. Зливков, Е.Г. Кашина, О.О. Киселева, А.В Коренева, Л.Н. Марковец, А.А. Стукалов и др.). В многочисленных публикациях зару-бежных и отечественных авторов предлагаются различные варианты тренингов и коррекционных программ, направленные на повышение уровня их компе-тентности в общении. Между тем, данные подходы при всем разнообразии предлагаемых методов изучения учащихся не дают целостного представления об индивидуально-типологических особенностях школьников как субъектов общения в классе и не принимают во внимание уровень1 развития их отдельных коммуникативных умений и их влияния на социальный статус подростка в группе. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется тем, что проблема формирования коммуникативных умений соответствует задачам развития подростков.
Цель исследования – теоретически изучить и практически проверить в-лияние коммуникативных умений у подростков на их статусное положение в группе сверстников.
Объект исследования коммуникативные умения подростков и их статус-ное положение в группе сверстников. Предмет исследования влияние коммуникативных умений подростков на их статусное положение в группе сверстников.
Гипотеза исследования коммуникативные умения подростков оказывают влияние на их социальный статус в группе сверстников.
В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разрабо-танности проблемы в психологии;
2.Исследовать особенности межличностных взаимоотношений в группе подростков и актуальный уровень сформированности коммуникатив-ных умений у подростков этой группы и выявить особенности комму-никативных умений у подростков с разными социальными статусами;
3.Разработать модель развития коммуникативных умений подростков с трудностями межличностных отношений в группе, учитывающую ин-дивидуально-типологические особенности подростков как субъектов общения в классе.
4.Сформулировать выводы и разработать практические рекомендации для подростков по развитю коммуникативных умений.
Методологическая основа исследования системный и субъектно-деятельностный подход к личности, согласно которому реализующая общест-венные отношения деятельность субъекта выступает в качестве системообра-зующего основания и движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия и коммуникации (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.А.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов и др.); представления отечественных психологов об особенностях психического развития в подростковом возрасте (И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.).
Методы исследования
Теоретические анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации.
Эмпирические метод беседы, метод наблюдения, метод тестирования, социометрииометрический метод, констатирующий эксперимент.
Методы математико-статистического анализа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций и коррекционной программы по развитию комму-никативных умений у подростков.
Стоимость данной учебной работы 1560 руб.