Количество страниц учебной работы 100,10
Содержание Оглавление
Введение3
Глава 1.Концептуальные подходы к формированию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки6
1.1. Эмоциональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема6
1.2.Особенности развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте16
1.3.Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей дошкольного возраста21
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной отзывчивости средствами музыки в дошкольном возрасте35
2.1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования35
2.2. Выявление первоначального уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей36
2.3. Построение методики развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста43
2.4. Динамика развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста52
Заключение59
Список литературы61
Приложения68
Список литературы
1.Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2- е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М. Изд-во Моск. ун-та, 1993. — С. 2.Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников В зимнем лесу учеб.-метод. пособие / Н. Н. Ал-парова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М. Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 е. ноты. — (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
3.Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников Весна идет учеб.-метод. пособие / Н. Н. Алпа-рова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М. Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2004. — 196 е. ноты. — (Б-ка музыкального руководителя и педа-гога музыки).
4.Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников На лугу учеб.-метод, пособие / Н. Н. Алпаро¬ва, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М. Гуманит. Изд. центр BJIA- ДОС, 2003. — 128 е. ноты. — (Б-ка музыкального руководителя и педа¬гога музыки).
5.Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников Осень золотая учеб.-метод, пособие в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М. Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — ч.1. — 136 е. ноты. — (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка музыкального руководителя и педагога музы¬ки).
6.Алпарова,Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников Осень золотая учеб.- метод, пособие в 2 ч. / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. — М. Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — ч.2. — 144 е. ноты. — (Воспитание и доп. обра¬зование детей). — (Б-ка муз. руководителя и педагога музыки).
7.Н.Андреева,М. Первые шаги в музыке метод, пособие / М.Андреева, Е. Конорова. — М. Сов. Композитор, 1991. — 152 с.
8.Анисимов,В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. — М. Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 127с.
9.Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте //Сборник работ физиолого-психологической секции Государственного университета музыкальной науки. 1925. -Вып.1. — С.65-96.
10.Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М. Русский книжник, 1923. — 115 с.
11.Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минск Наука и техника, 1965. — 144 с.
12.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М. Изд-во Институт практической психологии Воронеж НПО МОДЭК, 1995. — С. 135-172.
13.Ветлугина H.A. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. М., 1982. — С.15-19.
14.Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. — М. Просвещение, 1981. 240 с.
15.Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М. Просвещение, 1968. — 415 с.
16.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.-. Изд-во МГУ, 1976. — 142 с.
17.Витт Н.В. Речь и эмоции. М. Изд-во Московского государственного педагогического ин-та иностранных языков им. М. Тореза, 1984. — 74 с.
18.Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни // Дошкольное воспитание. 1991. — № 11. — С. 58 — 64.
19.Воробьева М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни Дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. -167 с.
20.Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М. Музыка, 1980.- 256 с.
21.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте психологический очерк. М. Просвещение, 1991. — 93 с.
22.Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения //Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М. Педагогика-Пресс, 1996. — С. 94 — 107.
23.Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. Н.Г. Ярошевско-го. М, Педагогика, 1987. — 344 с.
24.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М. Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
25.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Собр. соч. в 6 т. М. Педагогика, 1984. — Т.2. — С.416-436.
26.Выготский Л.С. Эстетическое воспитание // Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М. Педагогика-Пресс, 1996. — С. 224 — 253.
27.Галич В.Н., Инжевитова Е.Т. Развитие музыкальной восприимчивости в раннем детстве // Роль музыки в эстетическом воспитаниидетей и юношества. Л. Музыка, Ленинградское отделение, 1981.- С. 71 85.
28.Ганошенко Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста Автореф. дисс. . канд. псих. Наук.- М., 1991. 19 с.
29.Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников Дисс. . канд. пед. наук. М., 1962. — 267 с.
30.Запорожец A.B. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Избранные психологические труды В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. М. Педагогика, 1986. — С. 260 — 275.
31.Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды В 2-х тт. Т. 1. Психическое развитие ребёнка. — М. Педагогика, 1986. — С. 258 — 259.
32.Изард К.Е. Эмоции человека Пер. с англ. — М. Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.
33.Комарова Т.С. Дети в мире творчества Книга для педагогов дошкольных учреждений. М. Мнемозина, 1995. — 160 с.
34.Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
35.Корчаловская Н.В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982. — 25 с.
36.Кузьмина Л.А. Развитие восприятия художественной формы в процессе формирования ладового чувства у детей 5-7 лет Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
37.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста Сб. ст. /Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М. Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — С. 13 — 25.
38.Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ1 / Под ред. Б.М. Ярустовского. М. Музыка, 1965. — С. 225 — 263.
39.Манакова И.П. Формирование первоначальной ориентировки в музыке у детей дошкольного возраста Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. — 23 с.
40.Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5-7 лет Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1986. — 24 с.
41.Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М. Музыка, 1980. — С.195-228.
42.Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 85 — 93.
43.Неверович Я.3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитиедошкольника Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М. Просвещение, 1985. — С. 29 — 43.
44.Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 9 — 16.
45.Нравстенное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М. Просвещение, 1984. — 272 с.
46.Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Кабалевского. -М. НИИ школ, 1978. 106 с.
47.Пеньевская Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи у детей 4 и 5 года жизни // Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М. Педагогика, 1972. — С. 112 — 156.
48.Петрушин В.И. Музыкальная психология Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
49.Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М. Просвещение, 1965. — 295 с.
50.Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М. Изд-во Московского университета. -1993. — 304 с.
51.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей В 2 ч. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. — 608 с.
52.Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетовдошкольного воспитания пединститутов Дисс. . канд. пед. наук. М., 1984. — 218 с.
53.Радынова О.П. Слушаем музыку Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М. Просвещение, 1990. -160 с.
54.Радынова О.П. Формирование музыкального мышления дошкольников в игре // Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте Материалы Международной научно-практической конференции. -М. Прометей, 1995. Ч. 2. — С. 31 — 32.
55.Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М. Музыка, 1972. — 168 с.
56.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса; общ. ред. О.В. Овчинниковой. М. Прогресс, 1979. — 392 с.
57.Рожков Г.М. Восприятие эмоциональных интонаций Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1972. — 31 с.
58.Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества Сб. статей / Сост. A.JI. Готсдинер. Л. Музыка, Ленинград, отделение, 1981. — 104 с.
59.Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания). М. Наука, 1979. — 191 с.
60.Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей /Спутник учителя музыки. М. Педагогика, 1993. — С. 55 — 58.
61.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М. Педагогика, 1988. — 176 с.
62.Тарасова К.В. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. — М. Педагогика, 1986. С. 157 — 173.
63.Тельчарова P.A. Музыка и культура личностный подход. М, Знание, 1986. — 62 с.
64.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М. Педагогика, 1973. — 423 с.
65.Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии В 2-х томах. М. Педагогика, 1989. — Т. 2. — С. 140 — 181.
66.Руднева С.Д., Пасынкова A.B. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. — T3.-J6 З.-С. 84 — 92.
67.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л. Наука, 1979. — 264 с.
68.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии С.-Пб. Социально-психологический Центр, 1996. — 350 с.
69.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. Наука, 1981. — 215 с.
70.Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред Н.А.Ветлугиной. М. Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 370 с.
71.Сохор А.Н. Воспитательная роль1 музыки. Изд. 2-е доп. Л. Музыка, 1975. — 61 с.
72.Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их Воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства Сб. научных трудов. — Л. Ленинград, гос. ин-тут театра, музыки и кинематографии, 1980. С. 41 — 58.
73.Спутник учителя музыки / С.С. Балашева, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост.Т.В. Челышева .-М. Просвещение, 1993, 240 с.
74.Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве Сб. статей / Ред.-сост. С.М. Хентова. М.-Л. Музыка, 1996. — С. 236 — 261.
75.Стрелкова Л.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников; Автореф. дисс. . канд. псих. наук. М., 1987. — 24 с.
76.Таранова Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1992. 206 с.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.