МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА «АГРАРНОЕ ПРАВО»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВАРИАНТУ 2

ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

 

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА

МОСКВА 2004


ПЛАН

  1. Особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприя­тий.
  2. Особенности приватизации предприятий по переработке сельско­хозяйственной продукции, производственно-техническому обслужи­ванию материально-техническому обеспечению сельского хозяйства.

  1. Особенности приватизации государственно-кооперативных (коо­перативно-государственных) предприятий АПК.

 

Задача

 

Литература

1. Особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприя­тий.

 

Структурные преобразования в сельском хозяйстве осуществ­ляются в ходе аграрной реформы различными путями, включая по­степенное формирование нового крестьянского (фермерского) уклада на селе. В юридической литературе отмечалось: «При переходе к ры­ночной экономике реформирование колхозов, совхозов, других сель­скохозяйственных предприятий стало неизбежным. Статус сельско­хозяйственных коммерческих организаций дает им возможность осуществлять предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, стремиться к получению прибыли от пользования землей и дру­гим имуществом, от продажи произведенной продукции. Положи­тельное влияние на развитие сельскохозяйственного производства изменение организационно-правовых форм может оказать только во взаимосвязи с совершенствованием экономических условий хозяйст­вования»[1]. Наиболее радикальна — реорганизация колхозов и совхо­зов, нацеленная на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных до­лей. Особенностью этой реорганизации, по сравнению со всеми пре­дыдущими, является ее обязательный характер. Это было прямо пре­дусмотрено п. 3 Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осу­ществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г., в котором сказано «колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах».

В соответствии с требованиями Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осу­ществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г в 1992 году пере­регистрацию прошли три четверти колхозов и совхозов (19719 из 25609). Причем большинство крестьян отдали предпочтение коллек­тивным формам хозяйствования. Треть колхозов и совхозов сохрани­ли свой статус, а остальные преобразованы в товарищества с ограни­ченной ответственностью и смешанные товарищества (8551), сель­скохозяйственные кооперативы (1662), ассоциации крестьянских хо­зяйств (748), подсобные хозяйства предприятий (347), акционерные общества открытого типа (326), совхозы, перерегистрированные в колхозы (251), прочие формирования (2062).

И хотя реорганизация колхозов и совхозов (особенно в акцио­нерные общества) принимала подчас формальный характер, нельзя согласиться с нередко бытующими в прессе утверждениями, по су­ществу принижающими значение реорганизации хозяйств, а вместе с ней и аграрной реформы в целом. «В российской деревне мало что изменилось за последние годы, — писал в связи с этим в «Известиях» Лев Тимофеев. — Впрочем, колхозов и совхозов теперь почти не оста­лось. Но нет, они не распались на отдельные фермерские хозяйства, как то мечтается радикальным демократам, и не были как-то еще преобразованы организационно, — изменился всего лишь их номи­нальный юридический статус, и хотя они стали с недавних пор име­новаться «товариществами с ограниченной ответственностью» или «акционерными обществами», тем не менее никаких реальных изме­нений форм собственности, форм хозяйствования, — т.е. самой сути экономических и общественных отношений на селе, — не произошло. И не то чтобы политики приложили мало усилий, ничего не измени­лось в деревне только потому, что наиболее упорными противниками каких бы то ни было изменений оказались сами крестьяне»[2].

В обоснование своих пессимистических выводов автор не привел никаких аргументов. За исключением отдельных случаев формальной либо даже принудительной реорганизации хозяйств, в целом реорганизация колхозов и совхозов в новые формы хозяйство­вания положительно сказалась на структуре сельскохозяйственного производства, способствовала реализации права свободного выбора форм предпринимательства на селе, повлекла за собой изменение ли­бо установление вновь правового статуса хозяйств.

Четкий ответ на вопрос о том, какие организационно-правовые формы хозяйствования создавались в процессе реорганиза­ции колхозов и совхозов содержался в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйст­венных предприятий, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г.

В соответствии с п. 5 Положения при реорганизации колхо­зов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйствен­ных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хо­зяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьян­ские (фермерские) хозяйства и их объединения.

В случае принятия собранием трудового коллектива государст­венного сельскохозяйственного предприятия и колхоза решения о со­хранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перере­гистрация с закреплением земли в соответствии с действующим зако­нодательством. При этом обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Тем самым уста­навливались правовые гарантии получения будущим фермером при выходе его из хозяйства причитающегося ему и другим выходящим из хозяйства членам его семьи земельного надела и определенного иму­щества как материальной базы для развертывания крестьянского хо­зяйства и первых шагов его функционирования. В этом между прочим и состоит одна из целей и задач реорганизации колхозов и совхозов.

Как отмечалось в юридической литературе, колхоз, сохра­няющий при перерегистрации прежнюю форму хозяйствования, дол­жен функционировать как сельскохозяйственный производственный кооператив.

Этому призваны способствовать Рекомендации по приведе­нию уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствова­ния, в соответствие с действующим законодательством, утвержден­ные Министром сельского хозяйства и продовольствия РФ по согла­сованию с Председателем Российского совета колхозов и других форм хозяйствования 4 января 1993 г.[3]

В Рекомендациях, в частности, говорится, что колхоз является одной из форм сельскохозяйственного производственного кооперати­ва. Однако кооперативные принципы в организации и деятельности колхозов многие годы практически не применялись. Не случайно по­этому, и в условиях экономической реформы изменения, расширяю­щие права колхозов как самостоятельных товаропроизводителей, коллективных предпринимателей и участников рыночных отношений, как правило, не находили отражения в их уставах. «Поэтому в уставах колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, следует более полно отразить признаки сельскохозяйственного коо­ператива и изменения, которые предусмотрены действующим зако­нодательством».

Устав колхоза, принятый общим собранием его членов, явля­ется основным юридическим документом, регулирующим внутрихо­зяйственные отношения, и вместе с тем учредительным документом, определяющим его взаимоотношения с другими предприятиями, ор­ганизациями и гражданами. В связи с этим в Уставе рекомендуется зафиксировать изменения, произошедшие в колхозе под влиянием аграрной реформы, а также учесть местные условия и особенности.

В отношении совхозов законодательством также установлено, что в случае принятия собранием трудового коллектива совхоза ре­шение о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется его перерегистрация с закреплением земли в соответствии с законо­дательством. Такой совхоз является сельскохозяйственным предпри­ятием с правом собственности на принадлежащее ему имущество и государственной собственностью на землю, переданной ему в бес­срочное (постоянное) пользование, производит и реализует сельско­хозяйственную и иную продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

В современных условиях совхозы стали субъектами предпри­нимательской деятельности; они самостоятельно формируют произ­водственную программу, выбирают поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливают на нее цены.

Министерство сельского хозяйства РФ разработало и утвер­дило 14 января 1993 г. Рекомендации по разработке уставов совхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования[4].

В соответствии с этим документом главной задачей совхоза является производство сельскохозяйственной и другой продукции, ее переработка и реализация на основе рационального использования земли, других ресурсов и получения прибыли для повышения благо­состояния членов коллектива, улучшения условий их труда и быта.

Совхоз самостоятельно осуществляет свою деятельность, рас­поряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остав­шейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Совхоз является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, в том числе валютный, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Совхоз может иметь товарный знак, эмблему и другие реквизиты. Устав совхоза утверждается общим собранием трудового коллектива.

Совхоз действует на принципах полного хозрасчета, несет имущественную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по производству сельскохозяйственной продукции и его совершенст­вованию, социальному развитию и материальному стимулированию работников.

Таковы в общих чертах слагаемые правового положения сов­хоза, сохраняющего прежнюю форму хозяйствования. И все же, не­смотря на сохранение прежнего наименования, такой совхоз уже не является государственным предприятием, а представляет собой одну из разновидностей коллективного предприятия, о чем должно быть указано в его уставе.

В юридической литературе по этому вопросу высказана иная точка зрения. Так, проф. З.С. Беляева пишет: «Закономерен вопрос: к какой организационно-правовой форме относится совхоз, сохранив­ший прежнюю форму хозяйствования? По моему мнению, такой сов­хоз остается государственным или муниципальным предприятием, так как он, хотя и вправе был стать собственником имущества, не осуществил приватизацию и не приобрел, таким образом, статуса но­вой организационно-правовой формы».[5]

Однако, на наш взгляд, приватизация имущества совхозов бы­ла осуществлена в разовом порядке на уровне Основного Закона го­сударства — Конституции РФ. Не случайно законодательство о прива­тизации имущества государственных предприятий на имущество сов­хозов не распространяется.

В то же время Рекомендации предусматривают, что коллектив совхоза вправе принять решение о сохранении прежней формы хо­зяйствования, одновременно отказываясь от права собственности на имущество. В этих случаях на такие совхозы распространялся статус государственного предприятия, предусмотренный Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Однако во­прос о правомерности такого решения трудового коллектива совхоза заслуживает тщательного обсуждения и поиска правового решения, так как, по нашему мнению, постановления трудового коллектива в данном случае недостаточно. Необходимо согласие и решение по этому вопросу соответствующего муниципального или федерального органа управления по подчиненности совхоза о включении последне­го в состав государственных или муниципальных предприятий, а тем самым и об изменении формы собственности на имущество совхоза.

Особо следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 12 Кон­ституции РФ в ред. 1990 года не все государственные сельскохозяй­ственные предприятия, а только часть их — совхозы — были провоз­глашены собственниками произведенной ими продукции, средств производства и другого имущества, необходимого для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности.

Более того, согласно п. 27 Положения о реорганизации колхо­зов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйствен­ных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г., предприятия, организации и учреждения госу­дарственной племенной, ветеринарной, лесоохранной службы и службы защиты растений, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной радиологии, подсобно-производственные сельские хозяйства биологической промышленно­сти, семеноводческие станции, машиноиспытательные станции, а также предприятия, осуществляющие посев и возделывание культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества, в 1992 году не при­ватизировались.

Установлены к общему порядку особые условия реорганиза­ции и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, обусловленные необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности.

Так, обязательным условием реорганизации государственных племенных и конных заводов, селекционно-гибридных центров, го­сударственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспыта­нию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков и других аналогичных государственных сельскохозяйствен­ных предприятий являлось сохранение выполнения ими производст­венных функций по основной специализации для обеспечения про­должения селекционно-племенной работы, производства высококаче­ственных сортовых семян и посадочного материала. В связи с этим выделение части имущества и земли (обеспечивающих выполнение данных функций) в натуре при выходе работника из состава хозяйст­ва не допускалось. Эти положения закреплялись в уставе создаваемо­го предприятия.

Реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, а также имущества государственных сельскохозяйственных предпри­ятий осуществляли внутрихозяйственные комиссии, созданные в со­ответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке реорга­низации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г.

Общим, что характерно для реорганизации колхозов и совхо­зов являлось то, что в каждом реорганизуемом хозяйстве определя­лись земельные доли и индивидуальные имущественные паи всех членов или работников коллективного хозяйства.

Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов принимали решение о выборе формы собственности на землю, пре­дусмотренной земельным законодательством Российской Федерации.

С учетом принятого решения в районную комиссию по прива­тизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавались заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.

К этой заявке прилагались списки лиц, имеющих право на по­лучение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213. В них включались:

работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их терри­ториях;

лица, занятые в социальной сфере на селе (работники пред­приятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, располо­женных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

Кроме того, в списки включались временно отсутствовавшие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйст­ва и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

По мнению проф. З.С. Беляевой, не было достаточных основа­ний для предоставления земельной доли из земель колхоза работникам социальной сферы. Они могли получить земельный участок для веде­ния личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества или для организации крестьянского хозяйства на общих основаниях. «Одна из основных целей, ради которой в Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве было включено правило о разделе земель колхоза на паи, состоит в том, — писала З.С. Беляева, — чтобы облегчить работникам выход из него для создания крестьянского хозяйства. Но тогда имелся в виду раздел всей земли, находящейся во владении колхоза, и только между постоянными членами коллектива. Поэтому выделяемый для создания крестьянского хозяйства земельный пай по своим размерам был больше, чем после установления нормы бесплатной передачи зе­мельных участков в собственность граждан. В трудодостаточных рай­онах эти нормы малы для организации товарного, крестьянского хозяй­ства. Невелики и фонды перераспределения земель, которые могут быть выделены дополнительно к бесплатной норме»[6]. С этими сообра­жениями трудно не согласиться.

Важно также подчеркнуть, что в соответствии с п. 11 Поло­жения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государ­ственных сельскохозяйственных предприятий от 4 сентября 1992 г. размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался незави­симо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натураль­ном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценива­лась в размере 50 кратного налога на землю.

При определении земельной доли (пая) должны были учиты­ваться все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйст­венных предприятий, за исключением земельных участков:

переданных в ведение сельских, поселковых Советов народ­ных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.

Для реорганизуемых колхозов и совхозов была важна правовая норма, закрепленная п. 12 Положения, что в случае, если площадь зе­мельных угодий, выделенных коллективу хозяйства в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном настоящим Положением, ока­жется меньше площади прежних земельных угодий, то приоритетное право на аренду или выкуп оставшейся части земельных угодий пре­доставляется гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхозов или совхозов с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этого хозяйства.

Решение о дополнительном выделении земельных угодий ре­организуемым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного произ­водства принималось местной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

В соответствии с п. 13 Положения определение размера инди­видуальных имущественных паев осуществлялось на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого сельскохозяйст­венного предприятия.

Общий паевой фонд определялся как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из общей стоимости имущества хозяйства исключалась стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, дру­гих объектов, для которых законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создавался.

Имущественный пай работника в общем паевом фонде опре­делялся с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада работника выбирался коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и мог осуществляться с учетом оп­латы труда, его профессиональной сложности и других показателей.

Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определялся в порядке, устанавливаемом трудовым коллек­тивом.

В перечень лиц, имевших право на имущественный пай, со­гласно п. 14 Положения, включались:

работающие в хозяйстве;

временно отсутствующие по уважительным причинам работ­ники;

пенсионеры хозяйства.

Трудовой коллектив мог также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, располо­женных на территории хозяйства, лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

В соответствии с п. 16 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных предприятий владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их сле­дующими способами:

получить при выходе из предприятия с целью создания кре­стьянского фермерского хозяйства;

внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акцио­нерное общество или кооператив;

продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Имущественные и земельные доли (паи) передаются по на­следству в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли могли быть объединены. Владельцы имущественных паев и земель­ных долей могли обменивать их между собой. При этом земельные участки не должны превышать предельные размеры земельных уча­стков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или создания сельскохозяйственных предприятий.

При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределялись между ра­ботниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хо­зяйству, специализации производства, целесообразности сохранения отдельных участков производства и других условий.

В жизни установленные законодательством и в целом про­грессивные правила определения размера и порядка предоставления выходящим из реорганизуемых хозяйств индивидуальных земельных долей и имущественных паев, не всегда соблюдались, что порождало многочисленные споры и конфликты.

Так, полтора года 16 фермеров, вышедших из совхоза «Зерно­вое» Сальского района, Ростовской области, отстаивали свои права на получение причитающегося им по закону имущественного пая.

Сальский городской, а затем и Ростовский областной суды вынесли решение: совхоз должен полностью выдать фермерам иму­щественный пай, причем натурой и по ценам 1991 года[7]. Тем самым был создан важный правовой прецедент, которого с нетерпением ждали тысячи других обманутых фермеров.

До сих пор мы говорили преимущественно о колхозах и сов­хозах, сохранивших свой статус. Таких хозяйств на первом этапе ре­формы насчитывалась одна треть от общего их числа. Большинство же колхозов и совхозов были в основном преобразованы в общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества (8.551), сельскохозяйственные кооперативы (1.662), ассоциации кре­стьянских хозяйств (748), подсобные сельские хозяйства предприятий (347) др.

Таким образом, предпочтение отдано обществам с ограничен­ной ответственностью и закрытым акционерным обществам. И в этом прежде всего «повинен» Закон РФ «О предприятиях и предпринима­тельской деятельности» от 25 декабря 1990 г., который не предусмот­рел в числе предприятий такую его организационно-правовую форму как сельскохозяйственный производственный кооператив. Более того, ст. 11 этого Закона отождествляла товарищества с ограниченной ответственностью с акционерными обществами закрытого типа.

Между тем действовавшие в те годы на территории Россий­ской Федерации Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. в ст. 19 обоснованно различали эти по­нятия и давали им разные определения.

Согласно п. 4 ст. 19 Основ «обществом с ограниченной ответ­ственностью признавалось общество, уставный фонд которого разде­лен на доли, определенных учредительными документами размеров. Участники общества несли убытки, связанные с деятельностью об­щества, в пределах сумм внесенных ими вкладов». Акционерным же обществом в соответствии с п. 6 ст. 9 Основ признавалось «общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций рав­ной номинальной стоимости, несущее ответственность по обязатель­ствам только своим имуществом. Участники акционерного общества (акционеры) несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций».

В силу ст. 52 Основ гражданского законодательства и ст. 14 Закона «О собственности в РСФСР» акционерное общество призна­валось собственником имущества, переданного ему учредителями (участниками), а также полученного в результате их собственной предпринимательской деятельности и по иным основаниям, не про­тиворечащим закону. Однако, совершенно неожиданно п. 3 ст. 11 Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. это имущество было объявлено принадлежащим его участникам на праве общей долевой собственности, что призна­валось в юридической литературе правовым нонсенсом[8].

К сожалению, постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г: стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом иму­щества, переданного в муниципальную собственность) также была объявлена общей Долевой собственностью членов колхоза или работников совхоза, что противоречило юридической природе коллектив­ной собственности.

При рассмотрении особенностей правового статуса предпри­ятий в сельском хозяйстве в юридической литературе отмечалось, что в сельскохозяйственном производственном кооперативе объединяет­ся труд его членов, а объединение паевых взносов, вкладов (капита­ла) имеет дополнительное значение; в акционерном же обществе объединяется капитал, а работникам предоставляется право купить определенное число акций на льготных условиях. Отсюда вытекают и другие различия. В кооперативах прибыль распределяется по труду, а выплаты дивидендов на паи имеют дополнительное стимулирующее значение. В акционерном обществе чистая прибыль перераспределя­ется между акционерами в виде дивиденда, а определенный процент прибыли может быть выделен для распределения между работника­ми. В кооперативе каждый член обладает одним голосом, в акцио­нерном обществе действует иной принцип: одна акция — один голос. В кооперативе каждый член участвует в управлении, а в акционерном обществе акционер может передоверить это право своему представи­телю.

Из этих сопоставлений сделан вывод о том, что «кооператив­ная форма при разгосударствлении колхозов предпочтительнее ак­ционерного общества… При преобразовании колхоза в акционерное общество (а такая практика имеется) неизбежно допускаются суще­ственные отклонения от статуса акционерного общества и от коопе­ративных принципов»[9].

Проф. З.С. Беляева обращает внимание на еще одно сущест­венное отличие акционерного общества от кооператива, имеющее особое значение для их членов, пожелавших создать крестьянское хозяйство.

«Как записано в утвержденных Минсельхозом Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, — отмечает З.С. Беляева, — прекращение членства в акционерном обществе наступает с момента продажи или передачи сертификата акций другому гражданину или юридическому лицу, возврат пая или иного имущества при этом не предусматривается. Другой порядок в сельскохозяйственном произ­водственном кооперативе. Члены хозяйства, выходящие из его соста­ва, получают от этого хозяйства свой имущественный пай. Так что правовой статус сельскохозяйственного производственного коопера­тива более благоприятен для создания крестьянских хозяйств»[10].

Важной организационно-правовой формой сельскохозяйст­венного производства, которая могла создаваться в процессе реорга­низации колхозов и совхозов, являлась ассоциация крестьянских хо­зяйств. Более того, академик РАСХН В.Н. Хлыстун считал превра­щение колхозов или совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств наиболее эффективным путем преобразований. По его прогнозам, примерно шестая часть колхозов и совхозов в Российской Федерации превратится в ассоциации крестьянских хозяйств.

Согласно п. 4 ст. 28 Закона РФ «О крестьянском (фермер­ском) хозяйстве» 1990 года крестьянские ассоциации на базе бывших колхозов или совхозов могут создаваться по решению их коллективов при условии предварительного раздела имущества, а также передачи (продажи) земельных участков гражданам в порядке, установленном данным Законом.

По мнению В.В. Устюковой, «на самом деле нужно говорить не о преобразовании колхоза (совхоза) в ассоциацию крестьянских хозяйств, а о ликвидации колхоза (совхоза) и создании на его основе крестьянских хозяйств и обслуживающих их кооперативов или дру­гих частных предприятий с последующим объединением их в ассо­циацию»[11]. И хотя именно такой подход и порядок преобразований был закреплен Рекомендациями по реорганизации колхозов и совхо­зов, утвержденными Министерством сельского хозяйства РФ 14 ян­варя 1992 г., на практике было образовано немало квазиассоциаций, которые фактически ничем не отличались от обычных колхозов, сов­хозов, иных сельскохозяйственных кооперативов и товариществ и характеризовались лишь сменой вывески.

Подводя итог изменений организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий, З.С. Беляева пришла к следую­щим выводам, которые мы полностью разделяем. «Сельское хозяйст­во стало многоукладным, — пишет автор. — В качестве сельскохозяй­ственных товаропроизводителей функционируют хозяйственные то­варищества и общества, производственные кооперативы, государст­венные и муниципальные унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства. Колхозы и совхозы, сохранившие прежнюю форму хозяйствования, должны привести ее в соответствие с новым гражданским законодательством. Развивается право частной собственности, в том числе и на земель­ные участки. Существенно расширилась хозяйственная самостоя­тельность сельскохозяйственных товаропроизводителей».[12]

Такова, в общих чертах, общая характеристика основных ор­ганизационно-правовых форм сельскохозяйственного производства в период перехода в России к рыночной экономике

 

2. Особенности приватизации предприятий по переработке сельско­хозяйственной продукции, производственно-техническому обслужи­ванию материально-техническому обеспечению сельского хозяйства.

 

  В целях защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей от монополизма предприятий перерабатывающей промышленности и агросервиса постановляю:

  Установить, что приватизация предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно — техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, а также некоторых других предприятий, относящихся к агропромышленному комплексу, по перечню, утверждаемому Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, осуществляется путем преобразования в акционерные общества открытого типа независимо от численности работников и стоимости основных фондов с предоставлением льгот членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам по 1 варианту в соответствии с Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.

  Все остальные акции реализуются сельскохозяйственным товаропроизводителям сырьевой зоны приватизируемого предприятия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Рекомендовать акционерным обществам, созданным ранее в порядке преобразования предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, осуществить вторичную эмиссию акций с размещением их среди сельскохозяйственных товаропроизводителей.

  Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривать преодоление локального монополизма перерабатывающих и обслуживающих предприятий как проблему особой важности в реформировании агропромышленного комплекса и учитывать этот фактор при выделении бюджетных ассигнований, инвестиционных кредитов, другой государственной поддержке.

Продажа акций по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям, находящимся в сырьевой зоне приватизируемого предприятия, осуществляется по квотам, устанавливаемым управлениями (департаментами) сельского хозяйства и продовольствия в соответствии с поставками сырья и оказанием услуг в календарный год, предшествующий принятию решения о приватизации, и заключенным контрактом на текущий год, утверждаемым органами местного самоуправления.

Участниками закрытой подписки на акции акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий, являются сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие прямые договорные связи с акционерными обществами по переработке их сырья и оказанию им услуг, признаваемые покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Участниками закрытой подписки на акции акционерных обществ, не имеющих прямых связей с сельскохозяйственными товаропроизводителями, являются предприятия, входящие в единый комплекс с акционерным обществом, а также расположенные в сырьевой зоне приватизируемого предприятия и признаваемые покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Члены трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий, не реорганизованных до момента приватизации предприятий, вправе заключить договор о совместной деятельности для участия в закрытой подписке на акции в соответствии с их суммарной квотой.

Продаже по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям подлежат все акции акционерного общества, за исключением приобретаемых членами трудовых коллективов и приравненными к ним лицами, в соответствии с первым вариантом льгот, предусмотренным Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535.

  Количество акций, продаваемых по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям, отражается в плане приватизации предприятия.

Все акции, продаваемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, являются обыкновенными.

Акции, реализуемые по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям, продаются по номинальной стоимости.

Рабочая комиссия по приватизации обязана начать закрытую подписку на акции акционерного общества в срок не позднее 10 дней после его регистрации. Началом закрытой подписки считается помещение объявления о ее проведении в районной, областной, краевой, общероссийской газете.

  В объявлении указываются порядок и сроки проведения закрытой подписки, величина уставного капитала акционерного общества, количество акций, размещаемых по закрытой подписке, квоты, установленные для участников закрытой подписки, номинальная стоимость акций.

  Одновременно управления (департаменты) сельского хозяйства и продовольствия письменно доводят квоты выкупа акций до каждого участника закрытой подписки.

Акции по закрытой подписке распространяются среди сельскохозяйственных товаропроизводителей в течение 3 месяцев. Лица, имеющие право участвовать в закрытой подписке, подают заявку в запечатанном конверте по форме.

На следующий день после окончания закрытой подписки рабочая комиссия определяет общее количество акций, на которые получены заявки.

  В течение 7 дней после окончания срока проведения закрытой подписки рабочая комиссия публикует в местной печати ее итоги и сообщает их комитету по управлению имуществом и управлению (департаменту) сельского хозяйства и продовольствия.

Если общее количество акций, на которые получены заявки, меньше общего количества акций, размещаемых по закрытой подписке, срок проведения закрытой подписки может быть продлен на один месяц.

В течение 5 дней после завершения закрытой подписки рабочая комиссия направляет извещение каждому участнику подписки. В извещении указываются количество акций, на которые поданы заявки, номинальная стоимость акций, количество акций, причитающихся данному участнику по результатам закрытой подписки, порядок и сроки внесения платежей.

  Акции, не проданные в результате закрытой подписки, остаются в распоряжении фонда имущества и подлежат продаже в соответствии с положением о продаже акций в процессе приватизации, утвержденным Госкомимуществом России.

После проведения закрытой подписки на акции рабочая комиссия составляет протокол о ее результатах. В протоколе указываются сроки проведения закрытой подписки, номинальная стоимость акций, общее количество акций, количество акций, распределяемых между участниками подписки, список участников подписки с указанием количества акций, причитающихся каждому из них.

  Протокол подписывается всеми членами рабочей комиссии, представителем управления (департамента) сельского хозяйства и продовольствия и представителем комитета по управлению имуществом.

Протокол направляется в соответствующий фонд имущества для реализации акций.

Платежи за акции, размещенные по закрытой подписке в соответствии с настоящим Положением, вносятся в соответствующий фонд имущества.

   Участник подписки может оплатить акции в рассрочку в течение 3 лет с даты заключения соглашения на приобретение акций. При этом первоначальный взнос составляет не менее 15 процентов номинальной стоимости приобретаемых им акций, а последующие выплаты осуществляются по соглашению между фондом имущества и покупателем.

  В течение 5 дней после оплаты первоначального взноса фонд имущества обязан передать участнику закрытой подписки все количество акций, на которые он подписался, и сообщить об этом исполнительным органам акционерного общества для внесения изменений в реестр акционеров.

 

 

3. Особенности приватизации государственно-кооперативных (коо­перативно-государственных) предприятий АПК.

 

  Для установления долей государства и пайщиков в имуществе предприятий и объединений, преобразования их в общества и контроля за доведением доли кооперативной собственности до учредителей и пайщиков создаются по решению органов исполнительной власти согласительные комиссии на федеральном, республиканском, краевом, областном, районном уровне.

  В состав согласительных комиссий входят уполномоченные представители Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и их органов на местах, а также хозяйств-пайщиков и трудовых коллективов предприятий, объединений.

  В согласительные комиссии на федеральном, республиканском, краевом, областном уровне могут входить уполномоченные представители соответствующих советов колхозов и других форм хозяйствования или иные представители хозяйств-пайщиков.

  Для проведения работы по преобразованию предприятия, объединения в общество по решению их руководящих органов создаются рабочие комиссии, осуществляющие оценку имущества, подготовку акта оценки имущества с указанием предполагаемой величины уставного капитала, составление протокола согласования размеров доли государства и кооперативной доли пайщиков, подготовку плана приватизации государственной доли, разработку проектов учредительных документов и заявки на регистрацию и представление их в соответствующую согласительную комиссию. В состав рабочей комиссии включается уполномоченный представитель трудового коллектива предприятия, объединения.

   Согласительные комиссии с участием представителей федеральных, республиканских, краевых, областных объединений — правопреемников бывших федеральных, республиканских, краевых, областных межколхозных объединений рассматривают материалы, представленные рабочими комиссиями предприятий, объединений, при необходимости вносят изменения и дополнения и согласовывают их; организуют проведение собрания учредителей (их уполномоченных представителей); подписывают расчеты количества акций обществ, создаваемых в порядке преобразования предприятий, созданных бывшими федеральными, республиканскими, краевыми, областными межколхозными объединениями, безвозмездно передаваемых трудовым коллективам указанных предприятий и объединений, их создавшим (или их правопреемникам); рассматривают и решают спорные вопросы; осуществляют контроль за передачей акций доли кооперативной собственности общества (до выпуска акций-сертификатов) учредителям, пайщикам, трудовым коллективам предприятий и объединений в соответствии с пунктами 9, 10, 11 и 12 настоящего Положения.

  При определении доли государства учитываются также:

  имущество, переданное органами государственной власти и управления в ведение (на баланс) предприятия, объединения начиная с 1986 года;

  имущество, в том числе финансовые средства и долгосрочные финансовые вложения, и имущественные права, полученные предприятием, объединением в порядке правопреемства от органов государственной власти и управления при их реорганизации или ликвидации;

  имущество, созданное за счет бюджетных источников финансирования.

   Учредителями обществ, создаваемых в порядке преобразования предприятий и объединений, в части кооперативной доли собственности выступают:

  федеральных объединений — республиканские, краевые, областные объединения, входившие в эти объединения на момент их образования (или их правопреемники);

  республиканских, краевых, областных объединений — районные, межрайонные предприятия и объединения, входившие в эти объединения на момент их образования (или их правопреемники);

  районных, межрайонных предприятий и объединений — хозяйства-пайщики (или их правопреемники);

  предприятий, созданных по решению федеральных объединений (без определения долей пайщиков), — республиканские, краевые, областные объединения, входившие в федеральные объединения, или иные уполномоченные хозяйствами-пайщиками (или их правопреемниками) представители;

  предприятий, созданных по решению республиканских, краевых, областных межколхозных объединений (без определения долей пайщиков), — хозяйства-пайщики (или их правопреемники) либо их уполномоченные представители.

  Учредителями обществ, создаваемых в порядке преобразования предприятий и объединений, в части государственной доли собственности выступают на федеральном уровне Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, на республиканском, краевом, областном и районном уровне — соответствующие комитеты по управлению имуществом.

  В уставном капитале общества, создаваемого в порядке преобразования объединения федерального уровня, кооперативная доля пайщиков разделяется между республиканскими, краевыми, областными обществами, создаваемыми в порядке преобразования республиканских, краевых и областных объединений, пропорционально их вкладам, внесенным при организации соответствующего федерального объединения, и передается им в виде акций (сертификатов акций).

  В учредительных документах обществ, создаваемых в порядке преобразования предприятий, организаций и объединений, созданных ранее (без определения долей пайщиков) по решению федеральных, республиканских, краевых, областных межколхозных объединений (далее именуются — федеральные, республиканские, краевые, областные предприятия), указывается количество акций, безвозмездно передаваемых трудовому коллективу предприятия, объединения, его создавшего (или его правопреемнику), в соответствии с пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 5309-1.

  Оставшаяся часть доли кооперативной собственности разделяется:

  для федерального предприятия — между обществами, создаваемыми в порядке преобразования республиканских, краевых, областных объединений, пропорционально их вкладам, внесенным при организации соответствующего федерального объединения, и передается им в виде акций (сертификатов акций);

  для республиканского, краевого, областного предприятия — между хозяйствами-пайщиками (или их правопреемниками) пропорционально их вкладам, внесенным в уставный фонд районных межколхозных организаций, и передается им в виде акций (сертификатов акций).

  В уставный капитал общества, создаваемого в порядке преобразования республиканского, краевого, областного объединения, дополнительно вносятся акции, переданные обществом, созданным в порядке преобразования федерального объединения, и обществами, созданными в порядке преобразования федеральных предприятий.

  Доля кооперативной собственности разделяется между обществами, создаваемыми в порядке преобразования районных предприятий, пропорционально их вкладам, внесенным при организации соответствующего объединения, и передается им в виде акций (сертификатов акций).

  В уставный капитал общества, создаваемого в порядке преобразования районного предприятия, дополнительно вносятся акции, переданные обществом, созданным в порядке преобразования республиканского, краевого, областного объединения. Доля кооперативной собственности разделяется между хозяйствами-пайщиками (или их правопреемниками) пропорционально их паям, внесенным при создании этого предприятия. После решения пайщиков о безвозмездной передаче трудовому коллективу предприятия части акций в соответствии с пунктом 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 5309-1 вклады пайщиков в уставный капитал предприятия уточняются и передаются им в виде акций (сертификатов акций).

  Решения о безвозмездной передаче хозяйствами-пайщиками акций трудовым коллективам районных предприятий принимаются членами хозяйств-пайщиков в соответствии с их уставами и оформляются протоколом. Протоколы подтверждаются согласительной комиссией. В случае их неправомерности они подлежат отмене.

  Порядок распределения безвозмездно переданных акций между работниками предприятия и объединения, пенсионерами и бывшими работниками определяется решением общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, объединения.

  Учредительное собрание общества утверждает акт оценки имущества, величину уставного капитала, протокол согласования размеров долей собственности пайщиков и государства в уставном капитале общества, а также распределение акций.

  Для управления деятельностью обществ, созданных в порядке преобразования федеральных, республиканских, краевых, областных предприятий, акционерам (хозяйствам-пайщикам или их правопреемникам) рекомендуется передавать принадлежащие им акции указанных обществ в уставные капиталы обществ, создаваемых на базе федеральных, республиканских, краевых, областных объединений, в обмен на их акции либо на основе договора поручать последним представление их интересов на собраниях акционеров и в советах директоров соответствующих обществ.

  Учредителям обществ обеспечить проведение первого собрания акционеров не позднее чем через 6 месяцев со дня регистрации обществ, не допуская при этом продажу акций, передаваемых хозяйствам-пайщикам, до проведения этого собрания.

 

Задача

 

Ассоциация «Менщиковская» 19 мая 2000г. обратилась в районный суд с исковым заявлением о признании недействительными постанов­лений администрации района от 8 мая 2000 г., согласно которым четы­рем гражданам (членам семьи Сидоровых) были выделены по 7,4 га земли ассоциации в натуре, и об обязывают этих граждан возвратить ассоциации в натуре незаконно полученные ими 29,6 га пашни.

Истец сообщает, что в соответствии с решением районной комис­сии по реорганизации колхозов и совхозов и постановлением админи­страции района от 02.02.93г. на каждого выбывающего члена ассоциа­ции с учетом ее специализации как племенного хозяйства может быть выделено лишь по 1,22 га пашни. Решением администрации от 29.06.94г. «О выдаче свидетельств на право собственности на землю собственникам земельных долей ассоциации «Менщиковская» оши­бочно был разделен неделимый земельный фонд ассоциации и опре­делена земельная доля в размере 7,4 га пашни, что послужило основа­нием для постановления администрации от 8 мая 1998г. о выделении указанным гражданам земли в натуре в том же размере. О принятии незаконных постановлений администрации от 8 мая 1998 года и от 29 июня 1994 года ассоциации стало известно только в феврале 2000 го­да.

Решением районного суда постановление администрации района  от 29 июня 1994 года отменено и решение вступило в законную силу. Однако ответчики отказались добровольно выполнить предложение ассоциации о возврате незаконно полученной земли.

1. Осветите общий порядок реорганизации колхозов и совхозов

2.Раскройте особенности приватизации земли в специализированных сельскохозяйственных коммерческих организациях

3. Охарактеризуйте правовой статус ассоциации «Менщиковская»

4. Определите правомерность действий районной администрации

5. Решите дело

 

Ответ

 

В соответствии с требованиями Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осу­ществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г в 1992 году пере­регистрацию прошли три четверти колхозов и совхозов (19719 из 25609). Причем большинство крестьян отдали предпочтение коллек­тивным формам хозяйствования. Треть колхозов и совхозов сохрани­ли свой статус, а остальные преобразованы в товарищества с ограни­ченной ответственностью и смешанные товарищества (8551), сель­скохозяйственные кооперативы (1662), ассоциации крестьянских хо­зяйств (748), подсобные хозяйства предприятий (347), акционерные общества открытого типа (326), совхозы, перерегистрированные в колхозы (251), прочие формирования (2062).

В соответствии с п. 5 Положения при реорганизации колхо­зов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйствен­ных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хо­зяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьян­ские (фермерские) хозяйства и их объединения.

В случае принятия собранием трудового коллектива государст­венного сельскохозяйственного предприятия и колхоза решения о со­хранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перере­гистрация с закреплением земли в соответствии с действующим зако­нодательством. При этом обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Тем самым уста­навливались правовые гарантии получения будущим фермером при выходе его из хозяйства причитающегося ему и другим выходящим из хозяйства членам его семьи земельного надела и определенного иму­щества как материальной базы для развертывания крестьянского хо­зяйства и первых шагов его функционирования. В этом между прочим и состоит одна из целей и задач реорганизации колхозов и совхозов.

Как отмечалось в юридической литературе, колхоз, сохра­няющий при перерегистрации прежнюю форму хозяйствования, дол­жен функционировать как сельскохозяйственный производственный кооператив.

Этому призваны способствовать Рекомендации по приведе­нию уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствова­ния, в соответствие с действующим законодательством, утвержден­ные Министром сельского хозяйства и продовольствия РФ по согла­сованию с Председателем Российского совета колхозов и других форм хозяйствования 4 января 1993 г.[1]

В Рекомендациях, в частности, говорится, что колхоз является одной из форм сельскохозяйственного производственного кооперати­ва. Однако кооперативные принципы в организации и деятельности колхозов многие годы практически не применялись. Не случайно по­этому, и в условиях экономической реформы изменения, расширяю­щие права колхозов как самостоятельных товаропроизводителей, коллективных предпринимателей и участников рыночных отношений, как правило, не находили отражения в их уставах. «Поэтому в уставах колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, следует более полно отразить признаки сельскохозяйственного коо­ператива и изменения, которые предусмотрены действующим зако­нодательством».

Устав колхоза, принятый общим собранием его членов, явля­ется основным юридическим документом, регулирующим внутрихо­зяйственные отношения, и вместе с тем учредительным документом, определяющим его взаимоотношения с другими предприятиями, ор­ганизациями и гражданами. В связи с этим в Уставе рекомендуется зафиксировать изменения, произошедшие в колхозе под влиянием аграрной реформы, а также учесть местные условия и особенности.

В отношении совхозов законодательством также установлено, что в случае принятия собранием трудового коллектива совхоза ре­шение о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется его перерегистрация с закреплением земли в соответствии с законо­дательством. Такой совхоз является сельскохозяйственным предпри­ятием с правом собственности на принадлежащее ему имущество и государственной собственностью на землю, переданной ему в бес­срочное (постоянное) пользование, производит и реализует сельско­хозяйственную и иную продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

В современных условиях совхозы стали субъектами предпри­нимательской деятельности; они самостоятельно формируют произ­водственную программу, выбирают поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливают на нее цены.

Министерство сельского хозяйства РФ разработало и утвер­дило 14 января 1993 г. Рекомендации по разработке уставов совхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования[2].

В соответствии с этим документом главной задачей совхоза является производство сельскохозяйственной и другой продукции, ее переработка и реализация на основе рационального использования земли, других ресурсов и получения прибыли для повышения благо­состояния членов коллектива, улучшения условий их труда и быта.

Совхоз самостоятельно осуществляет свою деятельность, рас­поряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остав­шейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Совхоз является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, в том числе валютный, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Совхоз может иметь товарный знак, эмблему и другие реквизиты. Устав совхоза утверждается общим собранием трудового коллектива.

Совхоз действует на принципах полного хозрасчета, несет имущественную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по производству сельскохозяйственной продукции и его совершенст­вованию, социальному развитию и материальному стимулированию работников.

Таковы в общих чертах слагаемые правового положения сов­хоза, сохраняющего прежнюю форму хозяйствования. И все же, не­смотря на сохранение прежнего наименования, такой совхоз уже не является государственным предприятием, а представляет собой одну из разновидностей коллективного предприятия, о чем должно быть указано в его уставе.

Согласно ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

  Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

 Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.           Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Таким образом, ассоциация «Менщиковская» относится к некоммерческим организациям.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Кузнецова В., Радченко Е. Еще раз о реорганизации колхозов и совхозов // Хозяйство и право. — М., 1994. — № 1. — с.60-68
  2. Беляева З.С. Организационно-правовые формы реорганизации колхозов // Сельскохозяйственная кооперация и право: Сборник статей. — М.; Ин-т гос. и права РАН, 1993. — с.30-79
  3. Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Сборник методических материалов / Батурин А.В., Белякова О.П., Лысенко О.Н. и др.. — Оренбург; ИПК «Газпромпечать», 2003. — 640 с.
  4. Аграрное право России: проблемы становления и развития: Монография / Козырь М.И.. — М.; Право и государство, 2003. — 208 с.
  5. Собственность на землю и имущество: Аграрная реформа в вопросах и ответах / Узун В.Я., Шагайда Н.И.. — М.; Аккоринформиздат, 1992. — 31 с.
  6. Веденин Н.Н. Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты) // Государство и право, 1993, № 4
  7. Палладина М.И. О дальнейшем развитии аграрной реформы и некоторых аспектах правового статуса сельскохозяйственных предприятий и организаций АПК // Государство и право, 1997, № 1


[1] См.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. №3. С. 32-36.

[2] См.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1903. №4. С. 31-33.