МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА «Административное право»

Курсовая работа по теме: 

«Производство по делам об административных правонарушениях»

 

МОСКВА 2004


План:

 

1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.

2.. Участники производства по делам  об административных правонарушениях, их права и обязанности

3. Возбуждение производства по делу об административном правонарушении.

4. Рассмотрение дела и вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

5. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.

6. Исполнение постановления о наложении административного наказания.

 

 

 

Литература

 

1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

 

            С 1 июля 2002 г. вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ, Кодекс). Принятие такого важного нормативного документа будет способствовать дальнейшему развитию основных институтов административного процесса. В настоящее время данный институт административного права еще недостаточно разработан. В большинстве учебников указывается на то, что административный процесс имеет сложную структуру, поскольку охватывает многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуальных конкретных дел. Сторонники данной точки зрения подразделяют административный процесс на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности[1].

            Предмет нашего рассмотрения — производство по делам об административных правонарушениях, а точнее, правовое положение участников этого производства, которые занимают в нем центральное место. По тому, как урегулирован их процессуальный статус, можно судить и о самом производстве.

            Анализ действующего законодательства и юридической литературы[2] показывает, что производство по делам об административных правонарушениях принадлежит к одному из видов юрисдикционных производств, к которым также относятся производство по жалобам, дисциплинарное, исполнительное производства, производство по применению мер административно-процессуального принуждения[3].

            Характерной чертой производства по делам об административных правонарушениях, отличающей его от иных вышеперечисленных юрисдикционных производств, является то, что данное производство по широте затрагиваемых им интересов и по количеству участвующих в нем лиц является одним из наиболее крупных административно-юрисдикционных производств. Оно представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность правоприменителя по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу, с вынесением постановления о наложении административного взыскания или же об освобождении лица от административной ответственности. Данный вид производства наиболее полно урегулирован процессуальными нормами, содержащимися в главе 24 КоАП РФ. Однако вопросы, связанные именно с правовым положением участников этого производства, окончательно еще не решены. Например, в главе 25 КоАП РФ перечислены участники производства по делам об административных правонарушениях, а также закреплены их права и обязанности, большинство из которых не систематизировано надлежащим образом, что может привести к определенным сложностям, а также к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется данное производство, потерпевшего и иных участников.

Частью 1  статьи 2.1. КоАП РФ при определении понятия административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Некоторые из них определены разд. II КоАП, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах охраны собственности (гл. 7), здоровья, санитарно — эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), порядка управления (гл. 19), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах.

             По смыслу КоАП под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица или публично — правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя.

            Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного проступка, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП, квалификация проступка возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

            Противоправное бездействие воплощается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами). КоАП определены частноправовые и общегосударственные интересы, защита которых обеспечивается применением карательных санкций к нарушителям: законодатель определяет меры должного поведения граждан, побуждая их к правомерным действиям.

            В соответствии с ч. 1, 2 данной статьи установление признаков вины физического лица предполагает оценку его психического отношения к событию проступка; квалификация вины юридического лица осуществляется на основе иных правовых критериев: по смыслу КоАП виновность юридического лица отождествляется с виной возглавляющих его должностных лиц, поскольку именно последние ответственны за соблюдение правил и норм, за нарушение которых КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Таким образом, в ч. 2, 3  статьи 2.1., так же как и в п. 4 ст. 110 НК, вина юридического лица за совершение правонарушения коррелируется с наличием признаков умышленного или неосторожного деяния в действии или бездействии его должностного лица.

            Применительно к налоговым правонарушениям при квалификации вины в деяниях юридического лица необходимо не только установить причинно — следственную связь правонарушения с действием (бездействием) соответствующего должностного лица, но и выявить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих вину (ст. 111 НК). Корреляцией вины юридического лица и его должностных лиц обусловлены и последующие процессуальные действия, в частности установление в признаках противоправного действия или бездействия должностного лица обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. В отличие от КоАП, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, НК точно не определен, как правило, их наличие или отсутствие должно быть установлено судом.

             Многие административные проступки коррелируются с преступлениями (см., например, ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) и ст. 213 УК (хулиганство), ст. 7.27 КоАП (мелкое хищение) и ч. 1 ст. 158 УК (кража), ч. 1 ст. 14.12 КоАП (фиктивное банкротство) и ст. 197 УК (фиктивное банкротство)). В указанных случаях выявляются признаки прямой корреляции, когда проступкам, указанным в диспозиции правовой нормы КоАП, соответствуют терминологически идентичные наименования преступлений. Квалификация проступков и преступлений обусловлена особенностями общественно опасных последствий деяния — причинением имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда (см. комментарии к указанным выше статьям КоАП).

            Косвенная корреляция проступков и преступлений выявляется значительно чаще. Поскольку установление понятийного соответствия проступка и преступления невозможно, в этих случаях необходимы толкование правовой нормы и фиксация общественно опасных последствий противоправного деяния; например, при квалификации административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, упомянутых в гл. 8 КоАП, могут быть выявлены признаки экологических преступлений, определенных гл. 26 УК.          Таким образом, по смыслу ч. 3 статьи 2.1. при квалификации правонарушения могут быть выявлены признаки административного правонарушения (проступка) или уголовно наказуемого деяния.

            Общественная опасность — важнейший признак административного правонарушения, отграничивающий проступок от преступления.

            Важнейшим признаком административного правонарушения (проступка) является противоправность — общественно опасное деяние посягает на охраняемые законодательством публично — правовые (общегосударственные) интересы, права и свободы граждан.

            Обобщая сказанное, можно выделить следующие общие особенности, присущие административным санкциям и уголовным наказаниям:

            а) уголовные наказания, так же как и большинство видов административных наказаний, назначаются только по решению суда;

            б) исполнение административных и уголовных наказаний обеспечивается мерами морального и физического принуждения;

            в) следствием применения административных и уголовных наказаний является ограничение конституционных прав и свобод правонарушителя, вплоть до их полного (временного или бессрочного) прекращения.

            Согласно КоАП применение административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации означает утрату нарушителем всех правомочий собственника, то же происходит и при назначении уголовного наказания в виде конфискации имущества. Применение остальных административных наказаний, предусмотренных КоАП, влечет за собой временное ограничение конституционных прав и свобод; аналогичны и последствия назначения уголовных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, лишения свободы на определенный срок и некоторых других. Общность административных и уголовных наказаний — в особенностях временного лимита: срок ограничения прав и свобод обусловлен приговором суда (в отношении преступлений) либо судебным или административным решением (при совершении проступков).

            Вместе с тем бессрочное прекращение прав в соответствии с КоАП распространяется только на имущественные права нарушителя; в отличие от этого, назначение уголовных наказаний в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни влечет за собой бессрочное прекращение конституционных прав, а также имущественных и личных неимущественных прав, осуществление (защита) которых несовместима с назначенным наказанием.

Квалификация преступления и административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения — субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

            В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы:

            — объект правонарушения — общественные отношения, на которые посягает деяние;

            — объективная сторона правонарушения — конкретная разновидность противоправного деяния (действия или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично — правовым) интересам, охраняемым КоАП;

            — субъект правонарушения — вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту правонарушения шестнадцатилетнего возраста, а также юридическое лицо;

            — субъективная сторона административного правонарушения характеризует психоэмоциональное отношение лица к деянию и предполагает выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности.

 

2. Участники производства по делам  об административных правонарушениях, их права и обязанности

 

            Так, к участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Обращает на себя внимание то, что в числе участников производства, обладающих полномочиями государственно-властного характера (помимо прокурора), не названы субъекты административной юрисдикции. Данных субъектов, согласно КоАП РФ, насчитывается 59, и их предметная компетенция закреплена в соответствующих статьях главы 23 Кодекса.

            Перед анализом прав и обязанностей участников производства по делам об административных правонарушениях представляется целесообразным произвести их (участников) классификацию. Однако при этом важен не поиск новых критериев, а отбор тех оснований для классификации, которые имеют реальное практическое значение. Мы предлагаем упорядочить участников производства по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям.

            По признаку государственно-властных полномочий: участники, обладающие государственно-властными полномочиями, и участники, не обладающие таковыми. Первую группу составляют судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также прокурор. Во вторую группу входят участники, которые различаются по степени заинтересованности в деле и подразделяются на тех, кто имеет личную заинтересованность в исходе дела, и тех, кто не имеет личной заинтересованности в исходе дела. К первым из них относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель. Ко вторым — свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик (т.е. лица, которые своими знаниями и опытом работы в определенной сфере помогают основным участникам производства осуществлять возложенные на них функции, а также реализовать имеющиеся у них процессуальные права и обязанности).

            По способу разрешения дел об административных правонарушениях: коллегиальные органы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии; иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъекта Федерации) и должностные лица, обладающие полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях единолично, от имени государственного органа.

            По объему полномочий: органы (должностные лица), в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий по выявлению административных правонарушений, составление протокола и передача материалов органу (должностному лицу), правомочному разрешать дело по существу; органы (должностные лица), в чью компетенцию входит как производство первичных процессуальных действий, так и рассмотрение дел об административных правонарушениях по существу; органы (должностные лица), только рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу.

            Можно также выделить индивидуальных и коллективных субъектов административной ответственности. Индивидуальные субъекты, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении, подразделяются на субъектов общей административной ответственности (которые, в свою очередь, делятся на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства) и субъектов специальной административной ответственности, которые помимо общих признаков (вменяемости и возраста) обладают признаками специальными, в частности — признаками должностного лица.

            Необходимо отметить, что предложенная классификация носит условный характер и используется нами лишь для того, чтобы наиболее детально исследовать права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях.

            Каждый из участников производства имеет свой правовой статус, обусловленный той ролью, которую он (участник) выполняет в ходе осуществления производства. КоАП РФ закрепляет процессуальные права и обязанности, признавая за всеми участниками производства по делам об административных правонарушениях административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

            Описание участников производства по делам об административных правонарушениях необходимо начать с тех из них, которые не обладают государственно-властными полномочиями, а имеют личную заинтересованность в исходе дела. Им предоставлен широкий объем процессуальных прав, гарантированных Конституцией РФ и действующим российским законодательством. При этом права данных участников нельзя представить без корреспондирующих обязанностей субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями в производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому можно сказать, что применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях нормы формулируются как права для одних участников разбирательства по делам об административных правонарушениях и как обязанности — для других[4].

            Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, занимает центральное место в производстве, поскольку само производство направлено на всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также на выяснение вопроса о виновности данного лица в совершении административного правонарушения. Такое лицо обычно занимает позицию активной защиты и использует предоставленные ему законом процессуальные права, чтобы отстоять свою позицию в деле об административном правонарушении.

            В ст. 25.1 КоАП РФ закреплено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также осуществлять иные процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ.

            Право ознакомления с материалами дела, составленными без непосредственного участия указанного лица (результаты экспертиз, медицинских освидетельствований и т.п.), по всей видимости, также подразумевает возможность данного участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется. В связи с этим целесообразно дополнить ст. 25.1 КоАП РФ отдельным положением, где было бы прямо указано на то, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знать, в совершении какого административного правонарушения оно обвиняется. Несомненно, это было бы дополнительной гарантией прав и законных интересов данного участника производства по делу об административном правонарушении.

            Раскрывая содержание права на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, необходимо отметить, что оно является одним из важных прав лица, привлекаемого к административной ответственности: это право обеспечивает возможность своевременно и тщательно подготовиться к защите. Ознакомление с материалами дела должно обеспечиваться субъектом правоприменения до того, как они будут направлены для рассмотрения. Следует также сказать, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении как самостоятельно, так и с участием защитника. Однако практика органов внутренних дел показывает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, правом ознакомления со всеми материалами дела пользуется крайне редко.

            Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право давать устные и письменные объяснения (по существу и не по существу обвинения), которые могут содержать ссылки на фактические обстоятельства дела. Давая такие объяснения, лицо имеет личную заинтересованность в исходе дела. В связи с этим на содержание объяснений влияют следующие цели: опровержение обвинения, стремление избежать административного наказания или добиться смягчения административной ответственности. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в большинстве случаев выступают доказательствами по делу.

            Следует сказать, что никто не может принудить данного участника производства давать объяснения, поскольку это его право, а не обязанность. Тем не менее, с одной стороны, право давать объяснения — важная процессуальная гарантия, позволяющая обеспечить полное, объективное и всестороннее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом; с другой стороны, доводы, содержащиеся в объяснениях, служат источником информации для субъекта, рассматривающего и разрешающего дело об административном правонарушении по существу, и тем самым могут влиять на оценку противоправного деяния.

            Также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право представлять доказательства, и это право должно быть ему обеспечено. Бремя доказывания, элементами которого являются собирание, исследование и оценка доказательств, возлагается на лицо, осуществляющее рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении. К другой группе субъектов доказывания относятся лица, заинтересованные в исходе дела. В их число входит лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, но на него не может быть возложена обязанность доказывания. Данное лицо действует в своих интересах, и его участие в доказывании выражается в представлении доказательств и заявлении ходатайств. Необходимо отметить, что признание лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своей вины не служит основанием для прекращения получения информации, необходимой для разрешения дела. Кроме того, данный факт не освобождает орган (должностное лицо), рассматривающий дело, от обязанности тщательно исследовать все обстоятельства; в противном случае произойдет отступление от задач производства, закрепленных в ст. 24.1 КоАП РФ.

            Элементом совокупности прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, выступает его возможность заявлять ходатайства. В толковом словаре русского языка термин «ходатайство» объясняется как официальная просьба[5]. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Но, как показывает практика, с подачей ходатайств могут возникать различные сложности. В зависимости от ситуации ходатайство может:

            — не требовать дополнительных проверочных действий и материалов и рассматриваться непосредственно в процессе слушания дела;

            — требовать дополнительных проверочных действий (или материалов), для проведения которых правоприменителю необходимо время, на которое и переносится рассмотрение дела;

            — требовать дополнительных проверочных действий (или материалов), для проведения которых необходимо возвратить материалы по делу на дополнительную проверку с отложением срока рассмотрения дела на неопределенный срок[6].

            На наш взгляд, подача ходатайств участниками производства по делам об административных правонарушениях, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть аргументирована. Целью осуществления данного права лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является пресечение нарушений законности на различных стадиях производства.

            Помимо ходатайств лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявлять отводы участникам производства, что должно обеспечивать объективность в рассмотрении дела. Институт отводов характерен прежде всего для гражданского и уголовного процесса, вместе с тем он также необходим и для производств по делам об административных правонарушениях. Об этом свидетельствует закрепление данного института в ст. 25.13 КоАП РФ.

            Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право воспользоваться юридической помощью защитника. В специальной литературе долгое время велись бурные дискуссии, с какого момента в производстве по делам об административных правонарушениях защитник вправе оказывать помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности. Ответ на этот вопрос дан в п. 4 ст. 25.5 КоАП РФ, где закреплено, что защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае задержания физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента задержания.

            Одним из основополагающих прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Это право гарантировано ст. 33 и ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Процедура самого обжалования закреплена в статьях 30.2 и 30.3 Кодекса. Обжалование имеет большое практическое значение для защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку позволяет устранить допущенные нарушения законности, обеспечить применение справедливых мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения.

            В КоАП РФ затрагивается ряд конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К таковым, в частности, относятся: право на защиту чести и достоинства; право личной неприкосновенности и неприкосновенности частной жизни; право на личную и семейную тайну; право на неприкосновенность жилища; право на свободу совести, свободу вероисповедания. Таким образом, субъекту, рассматривающему и разрешающему дело об административном правонарушении по существу, необходимо учитывать эти права и не допускать их нарушения.

            Также следует сказать, что на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возлагаются процессуальные обязанности. Их неисполнение может повлечь применение процессуальных мер обеспечения, например привод в случае неявки на рассмотрение дела.

            Следующим участником производства по делам об административных правонарушениях является потерпевший. Им признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановления по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

            Особенность потерпевшего — физического лица как участника производства по делу об административном правонарушении состоит в том, что он является единственным участником производства, для которого законодательство не предусматривает дееспособность. Потерпевшим может быть лицо и с ограниченной дееспособностью, и полностью недееспособное. Как самостоятельный участник производства, потерпевший вправе действовать на всех его стадиях, за исключением исполнения постановления о наложении административного наказания.

            Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. Он имеет право на возмещение имущественного ущерба и морального вреда. В соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением, решаются судом в порядке гражданского судопроизводства. На наш взгляд, было бы вполне целесообразным предоставить потерпевшему с разрешения органа (должностного лица), в чьем производстве находится дело, задавать вопросы по существу другим участникам производства по делу об административном правонарушении.

            Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица — потерпевшего осуществляют законные представители юридического лица. В соответствии с КоАП РФ таковыми являются руководитель юридического лица или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в тех случаях, когда они были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела и не заявили ходатайства об отложении рассмотрения дела (либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения). При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

            Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановления по делу, пользоваться иными правами в соответствии с КоАП РФ.

            Адвокатом является лицо, состоящее членом коллегии адвокатов, что подтверждается соответствующим удостоверением, а при участии в деле — специальным ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

            Считается, что адвокат, в силу предъявляемых к нему особых требований, — специалист более высокой квалификации, чем другие юристы, т.е. является тем лицом, которое может оказать квалифицированную юридическую помощь, о которой говорится в ст. 48 Конституции РФ. Преимущество адвоката как участника производства по делу об административном правонарушении перед иным лицом, оказывающим юридическую помощь, состоит в том, что законодательством установлен принцип адвокатской тайны, в понятие которой входят все данные о лице, обратившемся за юридической помощью, и вся информация, ставшая известной адвокату при оказании им юридической помощи. Ни какой-либо орган, ни какое-либо должностное лицо не могут истребовать от адвоката предоставления сведений о лице, которому он оказывает юридическую помощь. Аналогичного принципа для других юристов не существует. Данное обстоятельство может быть весьма важным для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратившегося за юридической помощью.

            Важная роль в производстве по делу об административном правонарушении принадлежит свидетелю, процессуальное положение которого определено в ст. 25.6 КоАП РФ. В данной статье указывается, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа или должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения показаний. Свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, супруга (супруги) и близких родственников; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога; при необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего. За отказ выступать в качестве свидетеля, за дачу заведомо ложных показаний или за уклонение от исполнения своих обязанностей свидетель несет административную ответственность в соответствии со ст. 17.9 КоАП РФ.