Количество страниц учебной работы 24,7
Содержание Содержание
Задание номер 1. Общее представление о педагогической психологии 3
Задание номер 2. Сущность понятия обучение. Обучение как условие развития 6
Задание номер 3. Основные характеристики учебной деятельности 9
Задание номер 4. Психологические аспекты воспитания 12
Задание номер 5. Структура воспитательного процесса 16
Задание номер 6. Личность учителя как условие эффективного обучения 19
Список литературы 24
Задание номер 1. Общее представление о педагогической психологии
1. В чем отличие предмета педагогической психологии от предмета педагогики и предмета психологии?
2. В чем отличие методов педагогической психологии от методов психологии? Свой ответ обоснуйте.
3. Основными задачами педагогической психологии являются 1) исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе; 2) выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса; 3) создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
4) изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.
Приведите по 2-3 практических примера на каждую задачу.
Задание номер 2. Сущность понятия обучение. Обучение как условие развития
1. Как введенное Л.С. Выготским понятие «зона ближайшего развития» изменило взгляд на проблему диагностики и коррекции психического развития школьников в условиях обучения?
2. Почему обучение по системе Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова называется развивающим?
3. В чем основное отличие традиционной системы обучения от развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова? 4. Из перечисленных ниже учебных способностей и личностных качеств ученика выберите те, которые являются целью системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 1) высокий уровень1 активности, самостоятельности в учебной деятельности; 2) наличие собственных усилий для преодоления трудностей; 3) использование речи как инструмента мышления; 4) способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут;
5) высокий уровень1 развития теоретического мышления; 6) способность работать в едином темпе со всем классом; 7) сформированность внутреннего плана умственных действий; 8) способность самостоятельно вычленять существенные свойства и отношения предметов и явлений в изучаемой дисциплине, делать обобщения, связывать вновь изученное с изученным ранее; 9) умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности; 10) высокая исполнительская активность; 11) осознанное оперирование теоретическими понятиями; 12) успешность в соревновательных ситуациях.
Задание номер 3. Основные характеристики учебной деятельности
1. Подумайте, каким образом можно использовать субъективный опыт учащихся при изучении конкретной темы по предмету.
2. Подразделите на действия и операции учебную деятельность учащихся при освоении определенной темы по предмету (на примере 3 разных предметов с обязательным указанием темы).
3. Какие мотивы учебной деятельности могут быть смыслообразующими, а какие – мотивами-стимулами?
4. Подумайте, какими способами учитель может повышать удельный вес внутренней мотивации в общей структуре мотивации?
Задание номер 4. Психологические аспекты воспитания
1. Подтвердите или опровергните зависимость целей воспитания от состояния общества. Постарайтесь выявить социально-специфические, экономические, политические и общечеловеческие нравственные цели воспитания.
2. Объясните необходимость комплексного применения различных методов воспитания прямых и косвенных; когнитивных, эмоциональных и поведенческих; терапевтических.
3. Как оценить эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?
Задание номер 5. Структура воспитательного процесса
1. Составьте схему, показывающую существование или организацию воспитательного процесса на различных уровнях семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации, коллектив класса, группа друзей, общество, влияние учителей, самовоспитание.
2. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания?
Задание номер 6. Личность учителя как условие эффективного обучения
1. Л.Н. Толстому принадлежат слова «Если учитель соединяет в себе1 любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Проанализируйте высказывание писателя в аспекте психологии мотивации учителя. Какие профессиональные мотивы характеризуют эффективного педагога и почему?
2. Какие индивидуальные свойства (задатки) обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности, его готовность и включаемость в нее?
3. Какая из трех сторон общения коммуникативная, перцептивная, интерактивная вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии? Почему? 4. Какие педагогические установки выражены в приведенных высказываниях «Учитель несет ответственность за все происходящее в школе»; «Учитель должен все знать»; «Педагогу необходимо все и всегда успевать»? Объясните, какое влияние оказывают деструктивные педагогические установки и стереотипы на развитие личности педагога и учащихся.
5. Почему с увеличением стажа работы в современной школе у многих учителей появляются педагогические и личностные деформации? Какими факторами можно объяснить это негативное явление?
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология Учебное пособие для студентов. — М МГППУ, 2004. – 368 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб. Питер, 2002. – 432 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология Учебник для вузов. – М. Логос, 2005. – 384 с.
4. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 496 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс Учебник для студентов педагогических вузов В 2-х книгах. Книга 1 Общие Основы. Процесс обучения. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 576 с.
6. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М. Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с. 7. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология Учебное пособие. – М. Флинта, 2013. – 333 с.
Стоимость данной учебной работы 585 руб.