Количество страниц учебной работы 96,61111
Содержание Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста
1.1. Изучение интеллекта в современной психологии 7
1.2.Развитие детей в младшем школьном возрасте 28
1.3. Проблема успеваемости в младшем школьном возрасте 41
Глава 2. Эмпирическое исследование интеллектуального развития как фактор успеваемости младших школьников
2.1.Организация исследования 53
2.2. Методы и программа исследования 54
2.3.Анализ результатов исследования 64
Выводы 80
Заключение 81
Рекомендации 84
Список литературы 89
Приложения 96
Введение
Начало обучения ребенка в школе – это важный этап в его развитии. Новое окружение, новые требования, новые группы сверстников и окружение из взрослых влияют на ребенка в этот период. В зависимости от того, как ребенок начал учиться, насколько успешно он осваивает новый материал, где начинает проявлять особенные способности, какие оценки получает ребенок – зависит его дальнейшее успешное обучение. В современном обществе, в связи с этим, все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает максимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость — многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации (недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной в педагогике. Этим и объясняется социальная значимость нашего исследования. Исследования развития интеллекта в младшем школьном возрасте являются предметом исследований как отечественных, так и зарубежных исследователей (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, В.С. Мухина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.). В отечественной научной литературе также большое внимание уделялось и уделяется вопросам успеваемости детей в младшем школьном возрасте. Исследованиями в этой области занимались и занимаются С.П. Бочаров, А.М. Гельмонт, Д.Р. Кадырбаева, В.С. Мерлин, Л.С. Славина и др. Однако как показывает анализ литературы вопрос взаимосвязи интеллектуального развития и успеваемости в ребенка в школе в исследованиях разбирается лишь косвенно, в контексте общих исследований интеллекта. Это предопределяет научную значимость данной работы. Практическая значимость работы объясняется возможностью использовать данные исследования практическими психологами, социальными работниками и педагогами системы обязательного и дополнительного образования и реализовывается в работе составлением рекомендаций по развитию интеллекта у детей в младшем школьном возрасте. Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что проблема интеллектуального развития младших школьников исследуется в психологической литературе достаточно давно. Этот факт предопределяется, прежде всего, важностью развития ребенка на первом этапе его школьного обучения. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос изучения интеллекта как фактора успеваемости младших школьников. В связи с этим, целью нашего исследования является изучение проблемы интеллектуального развития, как фактора успеваемости младших школьников. Объект исследования – интеллект как характеристика личности ребенка в возрасте 6-11 лет.
Предмет исследования – взаимосвязь интеллектуальных способностей и успеваемости младших школьников. Гипотеза развитие интеллектуальных способностей младших школьников влияет на их успеваемость при обучении в школе. Задачи 1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Рассмотреть проблему изучения интеллекта в современной психологии. 3. Изучить основные характеристики младшего школьного возраста и особенности его учебной деятельности. 4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления взаимосвязи уровня развития интеллекта и успеваемости младших школьников. 5. Разработать рекомендации для программы развития интеллектуальных способностей младших школьников. Методологической основой исследования явились принципы детерминизма, развития, системности. Исходной методологической позицией в нашем исследовании выступил личностно-ориентированный подход, основанный на изучение развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Психолого-педагогическую направленность исследования определили положения психологического и социально-педагогического подходов, трактующего проблему школьной успеваемости как одну из главных проблем обучения ребенка в младшем школьном возрасте (С.П. Бочаров, А.М. Гельмонт, Д.Р. Кадырбаева, В.С. Мерлин, Л.С. Славина и др.). Теоретической основой исследования явились •концепции развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконина и др.); •положения общей теории формирования и развития интеллекта (Т.В. Аксенова, А.М. Исаев, В.С. Мерлин, Ж. Пиаже, Л.С. Славина, М.С. Холодная, Л.С. Цветкова); •практико-ориентированные исследования по проблеме школьной успеваемости младших школьников (П.П. Блонский, А.М. Гельмонт, В.С. Ильин, Д.Р. Кадырбаева, Г. Крайг, Н.С. Лейтес, В.С. Цейтлин). Выборочную совокупность исследования составили дети в возрасте 7-9 лет в количестве 80 человек. Экспериментальной базой исследования явилось МОУ СОШ № 4122 г. Москвы. Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.