Количество страниц учебной работы 32,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания младших школьников во внеурочное время6
1.1. Анализ педагогической литературы по проблеме трудового воспитания младших школьников6
1.2. Особенности внеурочных форм организации трудового воспитания младших школьников13
Глава 2. Исследование особенностей организации трудового воспитания младших школьников20
2.1. Организация и проведение исследования20
2.2. Рекомендации по организации внеурочных форм трудового воспитания24
Заключение29
Список литературы30
Приложение32 Введение
Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего, подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал
Младший школьный возраст в силу своих особенностей — наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, создание необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И тут на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для создания художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Однако необходимо отметить, что изыски в области трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно очень давно, большинство из них датируются советским периодом. Сюда можно отнести работы многих авторов. Так, например, А.С. Макаренко указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности.
А.Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И.Логиновой, О.И.Соловьева, В.И. лотова и др. Я.З. Неверович занималась проблемой создание у ребят положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы создания такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности. Известный отечественный психолог П.П.Блонский исследовал и выделил специфические черты труда ребят. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и расширения трудовых мотивов ребенка.
И хотя исследования вышеприведенных авторов играют огромную роль1 в решении проблем трудового воспитания младших школьников, однако они не отражают современные социокультурные и экономические особенности нашего общества.
Проблема трудового воспитания чаще всего рассматривается в рамках классно-урочной системы, при этом недостаточно внимания уделяется внеурочным формам организации трудового воспитания. Данное направление в настоящее время недостаточно изучено. Необходимость научного обоснования соответствующих технологий организации внеурочного трудового воспитания учащихся начальной школы в контексте обозначенной проблемы и определило актуальность работы.
Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в трудовой подготовке младших школьников и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной общеобразовательной школы, а также между необходимостью внедрять внеурочные формы воспитания и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса.
С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования каковы внеурочные формы организации трудового воспитания младших школьников в современной общеобразовательной школе?
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Цель исследования – изучить и разработать методику организации внеурочных форм трудового воспитания младших школьников.
Объект исследования – процесс трудового воспитания младших школьников.
Предмет исследования – внеурочные формы организации трудового воспитания младших школьников.
Задачи исследования
1.Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме трудового воспитания младших школьников.
2.Рассмотреть виды форм внеурочного трудового воспитания младших школьников.
3.Изучить особенности организации трудового воспитания младших школьников (на примере МОУ СОШ №155).
4.Разработать рекомендации по организации внеурочного трудового воспитания младших школьников.
Методы исследования теоретический анализ и обобщение опыта по проблеме трудового воспитания младших школьников в условиях обучения в школе, эмпирические методы (анкетирование, анализ документов), методы систематизации.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.