Количество страниц учебной работы 40,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Особенности педагогического общения7
1.1 Общение в процессе деятельности педагога7
1.2 Личностно-ориентированная модель общения педагога с дошкольниками18
Глава 2. Изучение влияния педагогического общения воспитателя на личностное развитие дошкольника23
2.1 Основные положения исследования23
2.2 Изучение личностных особенностей дошкольников24
2.3 Изучение особенностей педагогического общения воспитателей28
2.4 Рекомендации по оптимизации уровня общения у воспитателей и оценка их эффективности32
Заключение36
Список использованной литературы38 Введение
Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. Происхо-дящие в России реформы, переход к рыночным отношениям оказывают на сфе-ру образования как позитивное, так и негативное влияние. За последнее десятилетие в жизни образования произошли значительные изменения введены вариативные учебные планы, открываются новые типы учебных заведений (детский сад-школа, школа — сад, гимназия, лицей и т.д.), утвержден базисный учебный план, включающий федеральный, региональный и школьный компоненты, внедряется федеральная программа развития образо-вания. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с ее демократиза-цией, способствовали провозглашению педагогики сотрудничества, ориентира на общечеловеческие ценности. Вместе с тем в последние годы наблюдается кризис образования, обусловленный дефицитом его финансового обеспечения, превращением образования в инструмент рыночных отношений, приверженно-стью образования традиционному укладу его организации, который очень часто не вписывается в жесткие быстроменяющиеся рыночные реалии современного общественного развития России.
Стержнем педагогической работы должна стать реализация целей и задач образования через учебно-воспитательную деятельность, основанную на лич-ностно-ориентированной педагогике и гуманистических принципах сотрудни-чества педагога и ребенка, продуктами которой одновременно являются и ра-циональная технология учения, и всестороннее развитие личности. Партнерст-во, сотрудничество педагогов, ставшие ведущими чертами жизни, будут стиму-лировать поиск новых форм межличностного общения и, вне сомнения, способ-ствовать повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколе-ния.
Проблему общения, межличностного взаимодействия педагогов и воспи-танников В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человеч-ной. Невозможна успешная работа педагога там, где не налажено сотрудниче-ство с детьми. По данным психологов, гуманистический стиль общения, добрые дело-вые взаимоотношения повышают эффективность обучения на 15 — 18%. И на-оборот, отсутствие их снижает работоспособность от 10 — 20% у слабых до 37% — у сильных учеников. Еще больше страдает сам педагог. Плохое настроение снижает производительность его труда. Культура общения составляет неотъем-лемую часть духовной культуры педагога. Она всегда относилась к числу важ-нейших качеств его личности.[4; 16] Особое значение общение приобретает в работе с дошкольниками, потому что именно в этом возрасте происходит ста-новление личности, закладываются основные поведенческие характеристики.
Изучение личностных особенностей дошкольников связано с именами К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, С.Т.Шацкого, Е.А.Аркина, М.Х.Свентицкой, Е.И.Тихеевой и др. Проявляя глубокий интерес и уважение к развивающейся личности воспитанника, они выстраивали его образование че-рез формирование психических, духовных, мыслительных актов, определяю-щих способ человеческого бытия. Современная педагогическая наука рассмат-ривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности. Значимыми для нашего исследования являются работы, рас-сматривающие различные аспекты личностного становления (Ш.А.Амонашвили, Ш.Бюллер, А.В.Запорожец, К.Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон). Перечисленные аспекты свидетельствуют о чрезвычайной сложности и многогранности личностного развития в дошкольном детстве, ценность которо-го состоит в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ре-бенка. Именно в этот период формируются качества, необходимые для понима-ния себя, осмысления новых социальных связей, поэтому уже в детском саду необходимо направленно развивать системные качества личности. Однако в современной научно-педагогической литературе нет исследований, систематизирующих представления о личности дошкольника как развиваю-щемся феномене. Недостаточно изучены условия и факторы формирования этих способностей ребенка в дошкольном образовании. Таким образом, анализ реальных потребностей и тенденций развития со-временного дошкольного образования выявил актуальность проблемы лично-стного развития дошкольников в условиях детского сада и изучения педагоги-ческого общения как одного из факторов этого процесса. Резервы дошкольного образования во влиянии на личностное развитие воспитанников значительны, однако они могут оставаться таковыми, если не будет специального педагоги-ческого обеспечения их реализации.
Данное требование общества и определило тему нашей работы «Педаго-гическое общение как фактор личностного развития дошкольника»
Цель исследования охарактеризовать особенности педагогического об-щения как фактора личностного развития дошкольника.
Объект исследования процесс организации педагогического общения.
Предмет исследования педагогическое общение как фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является положение о том, что педагогическое общение как фактор личностного развития дошкольника будет эффективным, если соблюдаются следующие условия педагогическое общение является про-фессиональным; педагогическое общение является личностно-ориентированным; преобладающий стиль общения – дистанция; в процессе взаимодействия организуется продуктивное общение.
Задачи исследования проанализировать психолого-педагогическую лите-ратуру по теме исследования; определить сущность понятия «общение педаго-га»; рассмотреть специфику культуры педагога; эмпирически проверить влия-ние педагогического общения на личностное развитие дошкольников.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении данных по проблеме определения педагогического общения, его эффективности; выделе-ны требования к педагогической культуре специалиста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекоменда-ций воспитателям по способам оптимизации педагогического общения как фак-тора личностного развития дошкольника.
Методы исследования анализ литературы, обобщение данных, наблюде-ние, тестирование.
Опытной базой исследования является МДОУ № 348 города Челябинск, подготовительная группа. На момент проведения эксперимента в группе было 8 детей.
Этапы проведения исследования
Констатирующий – на данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по теме работы, были определены основные теоре-тические положения исследования; оформлена теоретическая часть работы.
Экспериментальный – на основе анализа литературы, в соответствии с целями и задачами работы была разработана и реализована программа исследо-вания, направленная на оценку педагогического общения работающих воспита-телей МДОУ и его влияния на личностное развитие дошкольников; проведено эмпирическое исследование; разработаны и внедрены рекомендации по опти-мизации педагогического общения, проведена оценка эффективности данных рекомендаций.
Контрольный – обобщение полученных данных, оформление работы, формулирование выводов.
Стоимость данной учебной работы 1365 руб.