Количество страниц учебной работы 29,61111
Содержание Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе патриотического воспитания дошкольников
1.1 Сущность и содержание патриотического воспитания
1.2 Особенности воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Организация взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
Глава 2. Изучение эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в про-цессе воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного воз-раста 2.1 Общие положения исследовательской работы
2.2 Изучение уровня развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 2.3 Программа взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 2.4 Оценка эффективности программы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение Введение В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрож-дается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство и образовательный регион, поли-культурная образовательная среда, образовательные технологии и др. Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со сто-роны мировой1 педагогической науки стала разработка соответствующих об-разовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. В российской педагогической науке также активи-зировались теоретические поиски возникли концепции Воспитание культу-ры межнационального общения З.Т. Гасанова, Многокультурное образова-ние Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шаф-рикова и др.).[7;16]
Важность патриотического воспитания в современных условиях под-чёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ.
Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граж-дан России, программа определяет основные пути развития системы патрио-тического воспитания, обосновывает его содержание в современных услови-ях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающе-го поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свиде-тельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базис-ные основы личности, начинается процесс становления и формирования со-циокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Ро-дине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного чело-века, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением отно-сящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, семьи. Невозможно вырастить настоящего патрио-та без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания это система-тическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического созна-ния, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению граждан-ского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традици-онной отечественной культуры, формирование отношения к стране и госу-дарству, где живёт человек.
Формирование любви к Родине в младшем дошкольном возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, в среднем дошкольном возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка, в старшем дошкольном возрасте через позна-вательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах граж-данское, патриотическое воспитание «Наследие» М.Ю.Новицкой, «Приоб-щение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной, «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук, «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой, «Мир детства» г. Оренбург, «Рос-ток» г. Челябинск, «Живой родник» г. Северск и др. Тем не менее, в данных программах широко представлена деятельность образовательного учрежде-ния по патриотическому воспитанию и недостаточно внимания уделяется ор-ганизации совместной деятельности ДОУ и семьи. Актуальность данной проблемы и определила тему нашей работы «Взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально про-верить эффективность организации взаимодействия дошкольного образова-тельного учреждения и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования патриотическое воспитание
Предмет исследования педагогические условия воспитания патриоти-ческих чувств у детей старшего дошкольного возраста
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее при следую-щих условиях
1.разработка программы взаимодействия ДОУ и семьи по воспи-танию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста;
2.оснащение уголка по патриотическому воспитанию в группе.
Для достижения определенной цели и доказательства гипотезы нами были определены следующие задачи
1.Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2.Раскрыть сущность патриотического воспитания и особенности его проявления в дошкольном возрасте.
3.Охарактеризовать процесс взаимодействия дошкольного образо-вательного учреждения и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
4.Экспериментально проверить эффективность разработанной на-ми программы по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации взаимо-действия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
5.Обобщить и сформулировать выводы по теме.
Методы исследования теоретико-ориентированные анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме работы, общение и сис-тематизация материала; эмпирические – тестирование, анализ документов, наблюдение, моделирование.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.