Количество страниц учебной работы 98,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации6
1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях6
1.2. Проявления тревожности у детей с ЗПР по данным эмпирических исследований15
1.3. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации19
Выводы по первой главе25
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации27
2.1. Цели и задачи исследования, характеристика испытуемых27
2.2. Методы и методики исследования тревожности у детей с ЗПР29
2.3. Анализ результатов исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации35
Выводы по второй главе51
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации53
3.1. Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР53
3.2. Возможность использования элементов сказкотерапии в коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации57
Выводы по третьей главе65
Заключение66
Литература68
Приложения73 Введение
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном детском доме, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Дж. Боулби, Д. Винникот, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э.Эриксон , М. Эйнсворт и др.). В частности, родительская депривация определяется как состояние, обусловленное недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения со значимым взрослым; социальная депривация понимается как ограниченная возможность для усвоения социальной роли. Социальная, родительская депривация ведет к целому ряду негативных последствий замедленный темп онтогенеза, личностная незрелость, нарушение эмоционального развития, трудности в межличностном общении, нарушение социальной адаптации.
Когда мы говорим о детях с нарушениями развития, социализация личности которых и без того оказывается осложненной спецификой дефекта, особый характер приобретает проблема тревожности. Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Актуальность изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (А.И.Захаров, В.Р.Кисловская, Б.И.Кочубей и Е.С.Новикова и др.)., лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «предневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Таким образом, цель данного исследования – изучить тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях депривации.
Объект исследования тревожность у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования проявления тревожности у детей с ЗПР младшего школьного возраста в учебной деятельности и взаимоотношениях.
Задачи исследования
1.Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме тревожности детей, воспитывающихся в условиях депривации;
2.Осуществить экспериментальное изучение тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации;
3.Сформулировать методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации.
В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования, гипотеза сформулирована следующим образом существуют выраженные особенности проявления тревожности в сфере взаимоотношений и учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации, по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье.
Исследование проводилось на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кулуевского Детского дома Аргаяшского района Челябинской области и МСКОУ школы VII вида № 7 г. Челябинска, для детей с отклонениями в развитии. В исследовании приняли участие в общей сложности 25 детей младшего школьного возраста (8-9 лет), среди них – 10 детей с задержкой психического развития, воспитанников Детского дома; и 15 детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в семье и обучающихся в коррекционной школе.
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы); эмпирический (основу которого оставили психодиагностические методы опроса, тестирования, проективной техники, моделирования ситуации); количественного и качественного анализа полученных данных.
В пакет психодиагностических методик вошли
1)Методика изучения детской тревожности Р. Темпла, М. Дорки, В. Амена;
2)Тест диагностики школьной тревожности Филиппса;
3)Рисунок несуществующего животного;
4)Методика выявления тревожности через определение результативности запоминания в нейтральной и эмоциогенной ситуации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы из 62 наименований, 5 приложениями. В работе 7 таблиц и 3 рисунка.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.