Количество страниц учебной работы 36,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования потребности к самообучению у учащихся НПО6
1.1 Теоретический анализ понятия «самообучение»6
1.2 Психолого-педагогические особенности самостоятельной познавательной деятельности как способа самообучения13
1.3 Методы и формы самообучения18
Глава 2. Реализация самообучения в процессе подготовки рабочих кадров в системе НПО25
2.1 Общие положения проведения опытно-экспериментальной работы по реализации самообучения25
2.2 Изучение эффективности самообучения учащихся в процессе подготовки в системе НПО26
2.3 Рекомендации преподавателям технического лицея при организации самообучения учащихся в процессе выполнения самостоятельной работы29
Заключение32
Список литературы34 Введение Актуальность исследования. В настоящее время остро ощущается по-требность в ответственных, инициативных, самостоятельных специалистах, способных постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Это вызвано необходимостью быстрого обновления знаний, диктуемой условия-ми современного общественного развития.
Основой непрерывного самообразования является процесс самообуче-ния, обеспечивающий выпускникам учреждений профобразования приобре-тение таких личностных качеств, знаний и умений, которые позволяют им адаптироваться в быстро меняющихся условиях профессиональной деятель-ности. Это предполагает овладение обучающимися способами самостоятель-ного приобретения знаний, формирование самостоятельности как профес-сионально значимого личностного качества будущего специалиста. В связи с этим одной из важнейших задач профессиональной школы становится фор-мирование готовности молодых людей к самообучению, что обеспечит их будущий личностный и профессиональный рост.
В теории и практике особое значение придается смещению акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познаватель-ную деятельность учащийсяа. Анализу проблем профессионального образо-вания посвящены исследования С.И. Архангельского, А.А. Вербицкого, А.К. Дусавицкого, В.И. Загвязинского, И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, В.А. Сласте-нина, С.Д. Смирнова, Н.В. Соловьевой и др. Особенности развития активно-сти и самостоятельности учащихся в обучении рассматриваются в работах С.С. Амировой, Л.Г. Вяткина, М.Г. Гарунова, С.М. Родника, Е.А. Кроткова, П.И. Пидкасистого, Г.Н. Серикова, Н.К. Тутышкина и др. Но, несмотря на разнообразие исследований и множество методических рекомендаций по ор-ганизации самостоятельной деятельности обучающихся, их использование в образовательной практике еще не носит систематического и комплексного характера.
Некоторые аспекты проблемы самообучения нашли отражение в рабо-тах Э.В. Андреевой, Т.В. Габай, О.С. Газмана, А.К. Громцевой, В.А. Курин-ского, Б.Т. Лихачева, И.Л. Наумченко, Н.А. Нефедовой и др. Однако специ-фика самообучения пока не раскрыта в должной степени в психолого-педагогических исследованиях, отсутствует целостное представление о са-мообучении, недостаточно разработана модель формирования готовности личности к самообучению. Это приводит к трудностям в практической рабо-те преподавателей, использующих различные пути и методы формирования самостоятельности и творческой активности. Следует учесть, что проблема формирования навыков самообучения на материале изучения иностранного языка особенно актуальна в период расширения активного сотрудничества с зарубежными странами и может быть успешно решена благодаря реальной востребованности результатов самообучения иностранному языку в сфере профессиональной деятельности выпускников высшей школы.
Анализ выявленных противоречий позволил определить проблему ис-следования и сформулировать его тему «Формирование потребности в само-обучении у учащихся НПО».
Цель исследования научно обосновать пути формирования готовности к самообучению у учащихся НПО и экспериментально проверить на практи-ке эффективность самообучения.
Объект исследования самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Предмет исследования процесс самообучения и его влияние на разви-тие творческой активности личности.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования
1. Определить сущность понятия «самообучение», выявив его природу и движущие силы.
2. Проанализировать особенности формирования готовности обучаю-щихся к самообучению.
3. Определить особенности взаимосвязи процесса самообучения и творческой активности будущего специалиста в учебно-профессиональной деятельности.
Методологической основой исследования являются
— концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, А.М. Ма-тюшкин, К.К. Платонов и др.);
— целостный подход к изучению и организации образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, М.И. Махмутов);
— теория «самости» в образовании, включающая идею саморазвития личности (В.И. Андреев, О.С. Газман, Н.Г. Григорьева, А.В. Суворов и др.).
Методы исследования теоретический анализ философской, психологи-ческой, педагогической литературы, наблюдение за обучающимися в услови-ях учебной деятельности, опрос.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.