Количество страниц учебной работы 83,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования7
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте18
1.3. Организация работы по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста25
Выводы по 1 главе41
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ43
2.1. Изучение уровня развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста43
2.2. Реализация комплекса мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы личности детей старшего дошкольного возраста60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы69
Выводы по 2 главе71
Заключение72
Библиографический список74
Приложения80 Введение
Актуальность проблемы исследования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, важностью задач развития активной, творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию.
В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, а также среди значительной части воспитанников дошкольных учреждений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственной культуры. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, выражающийся в усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе и детской. Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, а не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе. В настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что отражено в нормативных документах Закон РФ «Об образовании», ст. 18; Конституция РФ ст. 55 п. 3; Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ ст. 5 п.1; Конвенция о правах ребёнка. В «Программе развития воспитания» подчёркивается, что в современных концепциях и программах воспитания должны быть «выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими».
В большинстве ДОУ нашего государства воспитательная работа организована не на должном уровне. Часто отсутствует система в организации и управлении воспитательной деятельностью, воспитательные цели и задачи не учитывают интересов дошкольников, а основой их поведения не всегда являются духовные ценности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться1 на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.
Если в воспитании детей данного возрастного периода упущено что-то существенное, то эти проблемы, даже если они не замечены в дошкольном возрасте, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придётся иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Причины и источники многих успехов и неудач в воспитании детей дошкольного возраста надо искать в реальном процессе воспитания ДОУ. Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности (А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.Н. Стрелкова, Т.П. Хризман и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец).
Актуальность исследования определяется важностью дошкольного возраста для психического развития и социализации детей, становления их личности; ограниченным количеством данных об эмоционально-нравственном развитии дошкольников; недостаточным научным обоснованием методов эмоционально-нравственного воспитания; отсутствием методических рекомендаций по эмоционально-нравственному развитию.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования — развитие эмоционально-нравственной сферы личности в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
В основу исследования была положена следующая гипотеза процесс формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективным, если будет разработан и реализован комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы.
Задачи исследования
1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционально-нравственного развития детей; 2.изучить особенности эмоционально-нравственного развития дошкольников; 3.выявить уровень1 развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста; 4.разработать комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста в ДОУ;
5.экспериментально проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; тестирование; анкетирование; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
Исследование проводилось в три этапа
Первый этап (ноябрь 2009 – январь 2010) — изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (февраль-декабрь 2010) – разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению уровня развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап (январь-февраль 2011) – уточнение диагностического инструментария, проведение анализа, обобщения, систематизации и описания полученных результатов.
Базой исследования является МДОУ ЦРР детский сад №73 г. Челябинска. Количество детей старшего дошкольного возраста – 22 человека.
Структура и объем исследования квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 60 источников, и приложений; объем исследования – 84 страниц, включая приложения.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.