Количество страниц учебной работы 87,3
Содержание ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….8 1.1. Сущность нравственного воспитания младших школьников………………8 1.2. Нравственные эмоции на уроке русского языка……………………………23 1.3. Возможности использования малых жанров фольклора в нравственном воспитании младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………………30 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………………………………47 2.1. Опыт формирования нравственного воспитания младших школьников в процессе обучения русскому языку……………………………………….47 2.2. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования…..57 2.2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………….57 2.2.2.Формирующий этап экспериментальной работы………………………63 2.2.3.Контрольный этап эксперимента……………………………………….65 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….77 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………82 ВВЕДЕНИЕ Современный уровень1 развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания. К сожалению, традиционная школьная система воспитания готовит подрастающее поколение к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе, т. е. к выполнении кем-то заданных функций исполнителя, а не творческого работника. К тому же социальный нравственный хаос, царящий в обществе, порождает отчуждение личности от культуры и образования, порождает бездуховность и нравственно – психологический кризис личности. Вместе с тем, как показывает история, одним из выходов общества из данного кризиса является изменение системы воспитания. Смысл изменения воспитания – в его гуманности. В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные нравственному воспитанию, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания (А.М.Архангельский, Н.М.Болдырев, Н.К., Харламов и др). Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.) Однако, решение задач нравственного воспитания на основе фольклора в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. Изард Н. отмечает, что для воспитания действенно то, что вызывает определенные эмоции, воздействует на чувства, «западает в душу». В младшем школьном возрасте самые яркие эмоции вызываются произведениями устного народного творчества. Поэтому мы и говорим о необходимости воспитания детей на материале народного фольклора, поскольку он вобрал в себя лучшее, что накоплено народом за все время его существования. Изучению народного фольклора в воспитании детей в последнее время уделяется достаточно много внимания. Существуют исследования, посвященные изучению фольклора, направленные на формирование отдельных нравственных качеств личности патриотизма, толерантности в отношениях различных наций и др. В своем исследовании мы решили изучить в целом особенности духовно – нравственного воспитания младших школьников на материале малых жанров русского фольклора, поскольку считаем, что именно те основы, которые закладываются в этом возрасте влияют на весь1 процесс полноценного гармонического развития человека в будущем. Вот почему недооценка воспитания в начальной школе неизбежно приводят к серьезным проблемам в нравственном и физическом развитии, нарушает гармоничность целостного становления личности, снижает эффективность эстетического воспитания, способствует правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних; ранним половым связям, бракам и деторождениям. Это, в конечном счете, тяжело сказывается на общем состоянии будущих граждан – тружеников, отцов и матерей, серьезно затрудняет нормальную семейную и общественную жизнь в зрелом возрасте. Важными средствами воспитания является литература, искусство, возвышающие поэзию и культуру отношений к миру и с миром, в том числе и народное творчество. Мы считаем, что воспитание школьников должно строится на материале народного фольклора. Без него оно окажется малоэффективным. Воспитание на материале русского фольклора создает преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый по времени, самобытности, талантливости педагог, психолог и воспитатель. В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования «Нравственное воспитание младших школьников на основе малых фольклорных жанров». Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы воспитания нравственных эмоций младших школьников на материале малых жанров русского фольклора в условиях урока русского языка. Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников на уроках русского языка. Цель нашего исследования – разработка форм и методов воспитания младших школьников на основе русского фольклора, выявление условий эффективности этой работы. Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи 1. Изучение научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования с целью выявления сущности воспитания, основанного на русском фольклоре; 2. Подбор методов и исследования, позволяющих определить основные пробелы воспитания исследуемых школьников. 3. Разработка программы воспитания учащихся на основе малых жанров русского фольклора. 4. Осуществление опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно – нравственное воспитание младших школьников. В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза если педагог включает в учебно-воспитательный процесс произведения малых фольклорных жанров, то это способствует нравственному развитию детей младшего школьного возраста. Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования учебную деятельность младшего школьника. В качестве предмета исследования мы выбрали духовно — нравственное воспитание в процессе учебной деятельности. Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды педагогов по данной проблеме (Аникин В. П., Василенко В. А., Волков Г. Н., Соколов Ю. М. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению педагогических явлений; теоретические основы систем воспитательной работы по формированию духовно-нравственных качеств подростков. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы. В исследовании нами использовались следующие методики 1. Методика незаконченных предложений; 2. «Метод ранжирования»; 3. Методика «Пословицы»; 4. Методика «Размышляем о жизненном опыте»; 5. Методика «Диагностическая ситуация».
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.