Количество страниц учебной работы 42
Содержание Введение3
Глава I. Теоретические вопросы развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста5
1.1. Понятие «мышление» в научной литературе5
1.2. Характеристика процесса мышления у дошкольников10
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста15
1.4. Возможности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста20
Выводы по главе I25
Глава II. Коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста26
2.1. Методики изучения наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста26
2.2. Комплекс игр по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста30
Выводы по главе II32
Заключение33
Список литературы35
Приложение40 Введение
В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, B.C.Мухина, Н.Н.Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.
Обзор литературы по данному вопросу показывает, что, хотя развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим законам развития детского мышления и проходит те же этапы, оно имеет и значительные особенности. Эти особенности обусловлены более медленным и своеобразным развитием речи у глухих и слабослышащих детей из-за недостатка слуха, что проявляется даже в условиях специального обучения. У детей данной категории формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте. В школьный период это отставание становится еще более заметным.
У глухих и слабослышащих детей наблюдается замедленный переход с одной стадии развития мышления на другую. Если обратиться к познавательной деятельности глухих в целом, то необходимо будет отметить несоразмерность роли словесно-логического и наглядно-образного мышления в пользу последнего. У слабослышащих детей тоже происходит задержка в развитии мышления. Исследования отечественных психологов показывают, что развитие мышления у глухих и слабослышащих детей отстает от уровня их слышащих сверстников и имеет ряд особенностей более позднее формирование всех стадий мышления, увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и особенно словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками, склонность мыслить по шаблону при решении задач различного вида, отставание в развитии мыслительных операций и др.
Тем не менее, вопросы формирования наглядно-образного мышления слабослышащих детей с нарушенным слухом рассматривались в отечественной сурдопсихологии недостаточно. Поэтому многие вопросы формирования наглядно-образного у школьников данной категории остаются неизученными.
Объект исследования – наглядно-образное мышление слабослышащих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить комплекс дидактических игр по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования формирование и развитие наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста будет эффективным при наличии следующих психолого-педагогических условий своевременная диагностика мышления дошкольников и организация игр и занятий по развитию наглядно-образного мышления.
Задачи работы
1.Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить уровень сформированности наглядно-образного мышления у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
3.Составить комплекс игр по развитию наглядно-образного мышления у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Стоимость данной учебной работы 975 руб.