Количество страниц учебной работы 70,61111
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста8
1.1 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме определения творчества.8
1.2Анализ психологопедагогической литературы по проблеме развития творческих способностей11
1.3 Дошкольный возраст сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка14
1.4 Развитие качеств творческого мышления18
1.5 Развитие творческого воображения22
1.6 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста25
1.7 Нетрадиционные способы обучения рассказыванию34
Выводы по главе 145
Глава II. Опытноэкспериментальная работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей детей в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию46
2.1 Определение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказываниию46
2.2 Анализ результатов опытноэкспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказываниию52
Выводы по главе 264
Заключение66
Список литературы68 Введение
В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, нахо-дит себе1 место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить1 отношения со взрослыми и свер-стниками имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельст-вам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто за-полнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется неко-торым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действи-тельности.
Творческие способности далеко не новый предмет исследования. Про-блема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, сти-хийно создавали шедевры литературы и искусства делали научные откры-тия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся чело-веческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научнотехнического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к но-вым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности пере-кладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способ-ности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством ре-зультат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потен-циалом подрастающего поколения. В «Концепции дошкольного воспитания» указано, что «Период от ро-ждения до поступления в щколу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического раз-вития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличаю-щей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обес-печивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой “заделы” на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уни-кальные условия больше не повторятся и то, что будет “недобрано” здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно». Тем са-мым определяется социально-педагогическая актуальность изучения данной проблемы, т.к. развитие творческих способностей определяет становление активного, целенаправленного человека.
Анализ научно-теоретических источников показал, что особое внима-ние уделяется развитию творческого потенциала, как центрального психиче-ского новообразования детства. Это имеет под собой серьезную научную ос-нову в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др. В частности, в исследованиях отечест-венных психологов и педагогов раскрыты возможности разных видов дея-тельности младшего школьника для развития его воображения игровой (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, Д.В.Меджерицкая, Е.Е.Кравцова, Е.М.Гаспарова, Е.Зворыгина, Л.Яворончук), изобразительной (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Ю.А.Полуянов), музыкальной (Н.А.Ветлугина, Л.В.Школяр, Г.П.Новикова), конструктивной (Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, Г.В.Урадовских), двигательной (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк, Т.С.Яковлева, Е.А.Сагайдачная, коммуникативной (Е.О.Смирнова, В.Р.Мечкова). Выявлены пути формирования воображения в процессе активного восприятия детьми сказок и других литературных произ-ведений (А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, Л.Эльконинова, Б.Д.Эльконин, В.Т.Кудрявцев, Р.Чуднова, Т.И.Алиева), а также — их приобщения к ценност-но-смысловым началам экологической (этико-экологической) культуры (В.Т.Кудрявцев, Г.К.Уразалиева, Н.Н.Лебедева). таким образом, отмечаем, что исследований, посвященных данной проблеме достаточно, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях.
Научно-методическая актуальность выбора данной темы обусловлена наличием достаточного количества методик по данной проблеме и их эффек-тивным использованием в процессе организации образовательного простран-ства в МДОУ модифицированные методики Торренса, Столярова, батарея методик В. Синельникова, В. Кудрявцева и др. позволяют диагностически точно определить наличие и уровень развития у дошкольников творческих способностей.
Это положение и определило тему нашей работы «Развитие творче-ских способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадици-онные формы обучения рассказыванию». Цель исследования на основе опыта работы дать теоретическое и практическое обоснование процесса развития творческих способностей де-тей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности и предложить нетрадиционные методы и приемы обучения рассказыванию. Объект исследования процесс развития творческих способностей с помощью рассказывания.
Предмет исследования нетрадиционные методы и приемы обучения рассказыванию.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что использование нетра-диционных методов и приемов в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста обеспечит положительную динамику их познаватель-ного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию твор-ческих способностей. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследова-ния 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Уточнить и конкретизировать понятия « творческие способности», «расска-зывание».
3.Подобрать и экспериментально апробировать систему приемов способст-вующих развитию творческих способностей в речевой деятельности на осно-ве творческого рассказывания.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использо-вались следующие научно практические методы исследования теоретиче-ские анализ литературных источников по теме исследования; эмпирические наблюдения за детьми, беседы с родителями, воспитателями других групп, адаптация диагностических заданий, выявляющих знания детей (по лексике, грамматике).
Этапы исследования (педагогический эксперимент)
•Первый этап (май-сентябрь 2009г.) констатирующий изучение и ана-лиз психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цепи, гипотезы, задач, методики опытно-поисковой рабо-ты.
•Второй этап (сентябрь 2009г. март 2010г.) формирующий разработка и реализация нетрадиционных форм и методов работы с детьми.
•Третий этап (апрель-май 2010г.) – обобщающий включает в себя обра-ботку и систематизацию материала, полученных результатов, оформ-ление исследования.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.