Количество страниц учебной работы 144,61111
Содержание Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния среды
на формирование личности подростка 1.1.Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста 6
1.2. Влияние социальных факторов на развитие личности и поведения
ребенка в пубертатный период 20
1.3. Отклонения в развитии как результат неблагоприятного влияния среды на личность ребенка в подростковый период 35 Глава 2. Экспериментальное изучение влияния среды на формирование личности подростка 2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 60
Глава 3. Программа формирования и развития личности подростка в условиях негативного влияния на нее среды 3.1. Анализ программ коррекции и развития личности подростков при неблагоприятных внешних условиях воспитания 87 3.2.Рекомендации к составлению программы развития личности ребенка в подростковый период в условиях неблагоприятного влияния среды 93
Заключение 98
Литература 102
Приложения 108
Введение
Подростковый возраст это один из самых главных периодов развития личности человека. В этот период у человека формируется такие новообразования как самоидентичность, Образ-Я, самосознание, мировоззрение, ценностные представления и другие важные стороны, характеризующие личность подростка. Как и в любой другой возрастной период и в подростковом возрасте огромное влияние на развитие личности оказывает та социальная среда в которой ребенок воспитывается, развивается, живет. Условия семейного воспитания, обучения в школе, общения в группе сверстников, влияние средств массовой коммуникации все это и многое другое может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности ребенка в пубертатный период. Неблагоприятные условия внешней среды могут формировать у ребенка отклоняющиеся, девиантные паттерны поведения и характеристики личности, что в последствии может привести подростка к совершению преступлений, употреблению наркотических веществ и к другим формам асоциального поведения. Все это и предопределяет социальную значимость данного исследования.
Проблема изучения влияния среды на формирование личности ребенка в пубертатный период интересовало и интересует большое количество как зарубежных (М. Кле. Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Д. Шэффер, Э.Эриксон и др.), так и отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) ученых. В работах этих и многих других авторов проблема подросткового возраста рассматривается с разных сторон, в том числе и в рамках изучения влияния среды на развитие личности подростков. Однако следует отметить, что большая часть из этих работ описывает данные экспериментов, проведенных еще в 70-80 гг. прошлого столетия. Современных экспериментальных наработок изучения данной проблемы явно не достаточно, что и составляет научную значимость нашей работы. Определение причин и последствий неблагоприятного развития ребенка в подростковом периоде поможет нам составить рекомендации к программе коррекции отклоняющегося поведения. Эта работа и составляет практическую значимость данной работы. Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социально-психологической научной мысли констатируется большое влияние социальной среды на формирование и развитие личности подростков. Этот факт, прежде всего, предопределен особенностями физиологического («гормональный сдвиг»), социального (условия семейного воспитания и обучения в школе) и психологического (формирование самооценки и самосознания, интеллектуальное и эмоциональное развитие) развития ребенка в пубертатный период. В то же время, на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени различные условия среды влияют на развитие личности подростков. В связи с этим, целью нашего исследования является изучение роли среды в формировании личности подростка.
Объект исследования – личность подростков в возрасте 14- 15 лет.
Предмет исследования – социальная среда1 как фактор развития личности ребенка в подростковый период.
Гипотеза исследования – социальная среда1 оказывает влияние на развитие личности подростка, при этом неблагоприятные факторы среды (неблагополучия в семье, асоциальные группы сверстников, проблемы со школьным обучением и т.д.) влияют на формирование у ребенка в возрасте 14-15 лет отрицательных личностных паттернов (высокий уровень агрессивности, тревожности и др.). Задачи исследования 1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения проблемы влияния среды на формирование личности подростка. 2. Экспериментально изучить влияние среды на формирование личности подростка.
3. Разработать программу формирования и развития личности подростка в условиях негативного влияния на нее среды. Методы исследования эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы, математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие 70 школьников в возрасте от 14 до 15 лет в количестве 70 человек. 35 детей (17 девочек и 18 мальчиков) были выбраны нами из благополучных семей, находящихся в благоприятной среде воспитания. Вторая группа из 35 подростков (21 мальчик и 14 девочек) была составлена нами из детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и входящих в различные асоциальные группы сверстников. 3 из этой группы стоят на учете в «Детской комнате милиции». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Стоимость данной учебной работы 4875 руб.