Количество страниц учебной работы 53,61111
Содержание Введение2
1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации5
1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях5
1.2. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации14
1.3. Эмпирические исследования тревожности детей с ЗПР19
Выводы по первой главе22
2. Экспериментальные исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации23
2.1. Цели и задачи исследования, характеристика испытуемых23
2.2. Методы и методики исследования тревожности у детей с ЗПР25
2.3. Анализ результатов исследования тревожности у детей с ЗПР30
Выводы по второй главе40
3. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации41
3.1. Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР41
3.2. Возможность использования сказкотерапии в коррекции тревожности у детей с ЗПР41
Выводы по третьей главе.48
Заключение48
Список литературы49
Приложение53 Введение
Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.
Достаточно ярко эти психические нарушения субклинического и клинического уровня в условиях депривации, характеризующейся недостаточностью или обеднением одной из сторон психической деятельности — эмоциональной, сенсорной, моторной, когнитивной, проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство воспитанников детского дома оказываются не способны к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием познавательной и личностной сфер.
Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Дж. Боулби, Д. Винникот, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э.Эриксон , М. Эйнсворт и др.). В частности, родительская депривация определяется как состояние, обусловленное недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения со значимым взрослым; социальная депривация понимается как ограниченная возможность для усвоения социальной роли. Когда мы говорим о детях с нарушениями развития, социализация личности которых и без того оказывается осложненной спецификой дефекта, особый характер приобретает проблема тревожности. Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Актуальность изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи (А.И.Захаров, В.Р.Кисловская, Б.И.Кочубей и Е.С.Новикова и др.)., лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Таким образом, цель данного исследования – изучить тревожность у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях депривации.
Объект исследования тревожность у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования тревожность у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Задачи исследования
1) Изучить литературу по проблеме тревожности;
2) Провести теоретический анализ литературы по прблеме исследования;
3) Осуществить экспериментальное изучение тревожности у детей с ЗПР;
4) Сформулировать методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации.
В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования, гипотеза сформулирована следующим образом существуют выраженные особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации, по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семье.
Исследование проводилось на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска и МСКОУ школы VII вида № 7, для детей с отклонениями в развитии. В исследовании приняли участие в общей сложности 25 детей младшего школьного возраста (8-9 лет), среди них – 10 детей с задержкой психического развития, воспитанников Детского дома; и 15 детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в семье и обучающихся в коррекционной школе.
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы); эмпирический (основу которого оставили психодиагностические методы тестирования); количественного и качественного анализа полученных данных. В пакет психодиагностических методик вошли
1)Методика изучения детской тревожности Р. Темпла, М. Дорки, В. Амена [ ];
2)Тест диагностики школьной тревожности Филиппса [ ];
3)Рисунок несуществующего животного [ ];
4)Методика выявления тревожности через определение результативности запоминания в нейтральной и эмоциогенной ситуации [ ].
Стоимость данной учебной работы 1560 руб.