Количество страниц учебной работы 95,2
Содержание Введение…………………………………………………………………………..2 Глава 1. Теоретические основы формирования культуры поведения у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности………………………………………………..8 1.1. Понятие культуры поведения в современной психолого-педагогической науке…………………………………………8 1.2. Гиперактивность и ее проявление у детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………13 1.3. Формирование культуры поведения у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…..19 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению формирования культуры поведения у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………25 2.1. Диагностика культуры поведения и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………25 2.2. Программа работы по формированию и повышению культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………….33 2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы………………………………40 Заключение……………………………………………………………………….52 Список литературы………………………………………………………………54 Приложения………………………………………………………………………57 Введение Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к нему, относиться как к самому себе. Казалось такое простое правило на практике весьма сложно осуществимое. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Поведение человека, его поступки в повседневной жизни наглядно характеризуют степень его воспитанности, наличие культуры общения, преобладание у него привычки думать или не думать об интересах окружающих. У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду, в различных учреждениях дополнительного образования) и приобретает опыт общественного поведения. Поэтому формирование у детей навыков поведения, воспитание сознательного активного отношения к порученному делу, товарищество – задача в дошкольной педагогике первостепенная. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в труде и играх. Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались Алябьева Е.А., Выготский Л.С., Менчинская Н.А., Мудрик А.В., Мухина В.С., Буре Р.С., Эльконин Д.Б., Викофф Д., Доман Г., Доман Дж. и другие. Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте усложняется, если у ребенка наблюдаются некоторые отклонения от нормы. Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области дошкольного образования • потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения; • потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний. Целью данного исследования является изучение формирования культуры поведения у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Объектом исследования является степень выраженности гиперактивности старших дошкольников. В качестве испытуемых были выбраны воспитанники в возрасте 5-6 лет (всего 48 человек). Предмет – особенности развития культуры поведения гиперактивных дошкольников старшего дошкольного возраста. Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы • провести теоретический анализ литературы по проблеме, раскрыть ключевые понятия; • определить и проанализировать особенности гиперактивности у участников исследования; • выявить взаимосвязь между гиперактивностью и поведенческими отклонениями, характеризующими низкий уровень развития культуры поведения; • разработать и апробировать программу профилактики и коррекции отклонений в поведении и общении, направленную на формирование культуры поведения и снижение проявлений гиперактивности; • выявить взаимосвязь между уровнем развития культуры поведения, степенью проявления гиперактивности и психокоррекционными воздействиями на ребенка в процессе апробации разработанной программы; • разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации педагогического процесса в детском саду и семье для обеспечения благоприятных условий формирования культуры поведения у гиперактивных дошкольников. Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы • идея развития путем освоения культурного наследия человечества (Л.С. Выготский); • идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев); • идея опосредованности системы отношений человека к бытию через его отношениями с другими людьми (С.Л. Рубинштейн) и др. Исследование осуществлялось в несколько этапов 1 этап – поисково-теоретический, в которого изучалось состояние проблемы в психолого-педагогической теории и реальном опыте педагогов-практиков, определялись исходные позиции исследовании (цели, задачи, методы), формулировался рабочий1 вариант гипотезы. 2 этап — опытно-эксперименталъный, связанный с проведением психолого-педагогического исследования. 3 этап — заключительно-обобщающий, на данном этапе были проведены систематизация материал и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены психолого-педагогические рекомендации прикладного характера. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между наличием гиперактивности и уровнем развития культуры поведения старших дошкольников, а именно, — чем выше степень проявления гиперактивности, которая рассматривается в комплексе с синдромом дефицита внимания, тем менее развита культура поведения ребенка, и наоборот, — чем выше уровень культуры поведения, тем более сглажены проявления гиперактивности у дошкольника. Таким образом, в процессе целенаправленного педагогического воздействия и посредством игровой деятельности возможно не только повысить уровень1 культуры поведения, но нивелировать некоторые проявления СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Результатом работы является разработка психолого-педагогических рекомендаций родителям и педагогам для обеспечения благоприятных условий формирования культуры поведения у гиперактивных дошкольников. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались такие методы, как • теоретические (методы сбора, анализа и обобщения научных теоретических данных, педагогического опыта и психолого-педагогической литературы по теме исследования); • эмпирические (диагностика СДВГ, уровня культуры поведения старших дошкольников); • методы обработки полученных данных. Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии представления о процессе формирования культуры поведения в дошкольном возрасте и выделения педагогического сопровождения воспитанников в этот период, как одного из важнейших, но не единственного из условий успешности педагогического воздействия; в дополнении теоретических представлений о проблеме проявлений гиперактивности в дошкольном возрасте. Практическая значимость настоящего исследования заключается в направленности исследования на совершенствование и оптимизацию условий личностного развития детей в образовательных учреждениях путем • формулирования и внедрения рекомендаций педагогам и родителям; • разработки программы работы с воспитанниками по формированию культуры поведения; • углубления знаний будущих педагогов дошкольного воспитания и начальных классов об особенностях гиперактивного ребенка; • использования полученных результатов в работе педагогов и методистов отделов образования по обеспечению воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, таблицы, схемы, графики, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы и приложения. В первой главе нами рассмотрены основные теоретические положения проблемы гиперактивности и формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности. Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментального исследования и методик по данной проблеме, анализ результатов исследования, и предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию и улучшение качества работы по формированию культуры поведения у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.