Количество страниц учебной работы 87,3
Содержание Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования психологической устойчивости младших школьников………………………………………….8 1.1 Проблема психологической устойчивости в современной детской психологии …………………………………………………………8 1.2 Особенности психологии младшего школьника………………………….21 1.3 Формы и методы формирования психологической устойчивости младших школьников ……………………………………………………………………..24 Выводы по первой главе…………………………………………………………31 Глава 2. Организация и методы психодиагностики и формирования психологической устойчивости младших школьников……………………….33 2.1.Организация исследования………………………………………………….33 2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов……………44 Выводы по второй главе…………………………………………………………62 Заключение ………………………………………………………………………63 Список литературы ……………………………………………………………..65 Приложение Введение Современный уровень развития общества требует воспитания психологически здоровой личности с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания. К сожалению, традиционная школьная система воспитания готовит подрастающее поколение к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе, т. е. к выполнении кем-то заданных функций исполнителя, а не творческого работника. К тому же социальный нравственный хаос, царящий в обществе, порождает отчуждение личности от культуры и образования, порождает бездуховность и нравственно – психологический кризис личности, способствует нарушению психологического здоровья. Проблема охраны психического здоровья детей, важность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования. В связи с этим тема «Формирование психологической устойчивости младших школьников» приобретает научную актуальность. Психологическая устойчивость особенно требуется в сложных жизненных ситуациях, которые являются неотъемлемой частью процессов социализации и воспитания, жизни вообще. Одним из важнейших компонентов процесса воспитания по праву считается формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. И начинать эту работу необходимо с начальных классов, поскольку поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. В данном исследовании мы будем исходить из того, что психологическая устойчивость ребенка основана на адаптационных механизмах, которые необходимо формировать и укреплять, начиная с ранних этапов его социализации. За последние десятилетия в педагогической психологии наметились новые тенденции как в понимании сущности психологической устойчивости, так и в создании психолого-педагогических условий для ее формирования. Своевременная и качественная диагностика психических процессов, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и в нешкольной деятельности ребенка. К одному из наиболее ярких проявлений психического неблагополучия относится психологическая неустойчивость. Еще пятнадцать-двадцать лет назад понятие психологическая устойчивость в литературе практически не упоминалось. В последние годы произошло радикальное изменение ситуации наблюдается значительный рост интереса к этой проблематике со стороны психологии — общей, педагогической, психологии личности. Появляются фундаментальные теоретические труды, проводятся крупномасштабные исследования (Перевалов В.Ф., Крупник Е.П.). В настоящее время специалисты разрабатывают практические методики всестороннего, целостного и более углубленного изучения детей, а также ранней диагностики факторов их дезадаптации. Вопросами формирования психологической устойчивости занимались как отечественные ученые Х.М. Алиева, Л.П. Гримака, А.И. Донцова, М.И. Дьяченко, О.А. Кононкина, Г.Е. Никифорова, В.Ф. Перевалова, В.А.Пономаренко, Б.А. Сосновского, Е.П. Крупника, Ю.В. Ткаченко, В.Д. Шадрикова, так и зарубежные специалисты А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл, 3. Фрейд, В.Л. Леви, Г. Селье и др. Однако, на наш взгляд, решение задач формирования устойчивости младших школьников не достаточно исследовано. В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования «Формирование психологической устойчивости младших школьников». Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы формирования программы, направленной на формирование психологической устойчивости младших школьников в системе школьного образования и воспитания. Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для воспитания психологически здорового поколения. Проблемой исследования является создание психолого-педагогических условий для формирования психологической устойчивости младших школьников. Цель данного исследованияопределить возможности формирования психологической устойчивости младших школьников посредством создания определенных психолого-педагогических условий. Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи 1) изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу; 2) проанализировать понятие «психологическая устойчивость» в современной психолого-педагогической науке; 3) описать психологические особенности младшего школьника; 4) выявить основные направления формирования психологической устойчивости младших школьников; 5) определить и описать формы и методы формирования психологической устойчивости младших школьников; 6) организовать и описать опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования психологической устойчивости младших школьников на базе конкретной школы; 7) проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы и рекомендации педагогам. В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза при создании оптимальных психолого-педагогических условий учебно-воспитательного процесса и применении специальных методов, способствующих успешной социализации и адаптации младших школьников, процесс формирования их психологической устойчивости будет иметь более благополучный и гармоничный характер. Данная гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования младших школьников. В качестве предмета исследования мы выбрали психологическая устойчивость младших школьников. Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды педагогов и психологов по данной проблеме (Бреслав Г.М., Якиманская И.С., Чебыкин А.Я. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению психологических явлений. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, наблюдение, анкетирование, опрос, математическая и графическая обработка данных; анализ продуктов деятельности. В исследовании нами использовались следующие методики 1. Методика «Направленность на приобретение знаний» 2. Методика «Направленность на отметку». 3. Тест «Мое настроение» 4. Опросник «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ) 5. Опросник Басса – Дарки 6. Опросник Кеттелла. Базой исследования является школа № 115, 3 «А» и 3 «Б» классы, г. Москва. Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, обуславливающих психологическую устойчивость младших школьников в системе школьного образования и воспитания. Практическая значимость материалы исследования могут быть применены в работе учителя и школьного психолога или социального педагога. Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели. I этап (сентябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования. II этап (ноябрь 2008 г. – февраль 2009 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы. III этап (февраль 2009 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Стоимость данной учебной работы 3900 руб.

Студенческая работа № 135067. Диплом Формирование психологической устойчивости младших школьников

    Форма заказа готовой работы
    ================================

    Укажите e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Подтвердите, что Вы не бот