(495) 648-49-51

на связи с 11.00 до 19.00

Напишем на заказ:

Магистерские диссертации
Дипломные работы
Курсовые работы
Другие работы.

Скачать дипломную работу

 

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МВД РОСИИИ

 

ФАКУЛЬТЕТ ОЧНО-ЗАОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

Начальник кафедры

 

 

«           »                           2004г.

 







 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема работы: ТЕРРОРИЗМ - УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ

 

Научный руководитель:

доцент кафедры уголовного права и криминалистики,

                                               кандидат юридических  наук,

                                               подполковник милиции                 

 

Рецензет:

                                               доцент кафедры криминалистики,

                                               кандидат юридических  наук,

                                               полковник милиции                       

 

Москва 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

 

Глава I. ПОНЯТИЕ И КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА …………………………………………………………………………9

§ 1. Понятие, сущность и признаки терроризма…………………………………..….9 

§ 2. Содержание террористической деятельности, её цели и задачи……………...27

§ 3. Понятие субъекта террористической деятельности,

его характеристика и классификация………………………………………………..31

 

Глава II. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………………………………………………………………….58

 

Глава III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ

ЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ТЕРРОРИЗМА

И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………….…………64

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……70

 

БИБЛИОГРАФИЯ ……...………………………………………………………….…75

 

Приложение 1………………………………………………………………………….78

Приложение 2……………………………………………………………………….…79

Приложение 3…………………………………………………………………….……80

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность исследования темы обусловлена рядом об­стоятельств.

Первое. Терроризм - сложное, многоаспектное, разнообразное по своим формам явление. В современном обществе проблема борьбы с ним выросла до глобальных масштабов, став важной частью обеспечения не только националь­ной, но и международной безопасности. И если 10-15 лет назад данная тема для России была не столь актуальна, то в настоящее время борьба с террориз­мом стала одним из приоритетных направлений политики нашего государства. В частности, в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Ука­зом Президента РФ от 17 декабря 1997 года (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года)[1], отмечается, что «вследствие зачастую сопровождаю­щегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов» возрастают масштабы рассматриваемого явления, что «отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и матери­ально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терро­ризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивает степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство». Поэтому борь­ба с данным видом преступной деятельности «должна осуществляться на осно­ве общегосударственного комплекса контрмер». Кроме того, «основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом».

Второе. Предусмотренные в УК РСФСР 1960 года составы преступлений, близкие к современному пониманию терроризма, такие как: террористический акт террористический акт против представителя иностранного государства и диверсия (ст. 66,67,68), входившие в главу «Государственные преступления», не в полной мере отвечали современной практике борьбы с данным явлением. Поэтому Федеральным законом от 01 июля 1994 года «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР»[2] впервые была введена ответст­венность за терроризм (ст. 213[3] УК РСФСР 1960 года). Данная статья распола­галась в главе 10 «Преступления против общественной безопасности, общест­венного порядка и здоровья населения».

В УК РФ 1996 года ответственность за терроризм предусмотрена ст. 205, помещенной в главу 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Данная статья имеет существенные отличия от статьи 213 УК РСФСР и все еще сохраняет ряд неточностей, вызывающих определенные трудности у правоприменителя. Так, Федеральный закон от 09 февраля 1999 года дополнил часть 3 ст. 205 УК РФ положением о том, что особо квалифицирующим признаком терроризма (наряду с совершением деяния, предусмотрен­ного частями 1 или 2 настоящей статьи, организованной группой либо, когда это деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие по­следствия) признается теперь и тот факт, что эти деяния «сопряжены с посяга­тельством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения». До этого указанные действия должны были квалифицироваться по ч. 1 ст. 205 УК РФ и представляли собой, по мнению законодателя, меньшую общественную опасность, чем те же деяния, совершенные с применением огне­стрельного оружия (п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ). И это только один из примеров, свидетельствующий о необходимости дальнейшего совершенствования уголов­ного законодательства об ответственности за терроризм.

Третье. В последнее время неоднократно указывалось на необходимость системного подхода к разработке мер противодействия терроризму. В связи с этим важным шагом явилось принятие Федерального закона от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом»[4]. Этот комплексный закон определил правовые и организационные основы борьбы с данным явлением в РФ, порядок коорди­нации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществле­нием борьбы с терроризмом. Кроме того, в нем сформулированы такие необхо­димые теории и практике понятия, как терроризм, террористическая деятель­ность, террористическая группа, террористическая организация и некоторые другие. В частности, преступлениями террористического характера признаются преступления, предусмотренные в УК РФ ст. 205 «Терроризм», ст. 205.1. «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению», ст. 206 «Захват заложника», ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», ст. 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деяте­ля» и ст. 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются между­народной защитой», а также к ним могут быть отнесены другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. От­ветственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.

Четвертое. Подробной криминологической характеристики терроризма и детального юридического анализа данного состава преступления с учетом его  сложного описания в диспозиции статьи 205 УК РФ требует сама практика борьбы с этим опасным явлением. Ведь чем четче и полнее будут уголовное законодательство и теоретические разработки указанной проблемы, тем эффек­тивнее станут усилия правоохранительных органов по противодействию этому преступлению.

Пятое. Хотя и имеются немногочисленные научные труды в виде отдель­ных диссертаций, монографий и научных статей таких ученых, как IO.M. Антонян, B.C. И.И. Карпец, М.П. Киреев, И.А. Ки­риллов, В.В. Маль­цев, С.Ф. Милюков, Г.М. Миньковский, Л.А. Моджорян, А.В. Наумов, М.В. Назаркин, Г.В Овчинникова, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин, А.Р. Трайнин, О.М. Хлобустов и др., посвященные вопросам уголовно-правовой борьбы с терроризмом, эта проблема в свете нового УК РФ 1996 года разработана недостаточно и требует дальнейшего всестороннего анализа.

Целями настоящего исследования является анализ уголовно-правовых норм, руководящих постановлений Пленума Верховного Суда РФ о терроризме и практики их при­менения  правоохранительными органами и судами, изучение современных знаний, востребованных практикой, наукой об этом антисоциальном явлении.

 В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

- проанализировать законодательство об ответственности за терроризм;

- осуществить юридический анализ состава преступления терроризма;

- подготовить рекомендации по совершенствованию практики примене­ния законодательства об ответственности за терроризм;

- разработать и обосновать предложения по совершенствованию уголовно-правовых средств борьбы с терроризмом.

Объектом исследования является терроризм - угроза национальной безопасности  России и уголовно-правовые меры борьбы с ним.

            Предмет исследования составляют: 1. Терроризм как социально-правовое явление (понятие, сущность и признаки терроризма; содержание террористической деятельности, её цели и задачи; понятие субъекта террористической деятельности, его характеристика и классификация); 2. Уголовно-правовая характеристика  терроризма и разграничение терроризма от смежных составов преступлений;  3. Современное состояние уголовно-правовой защиты общественной безопасности от проявлений терроризма и направления её совершенствования.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Федеральные законы «О борьбе с терроризмом» и «Об оружии», руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, а также международные конвенции.

Теоретической основой работы являются труды отечественных ученых-правоведов, социологов-специалистов в области терроризма.

Методологической основой исследования являются общий диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и иные научные методы, которые позволили комплексно исследовать указанную выше проблему.

Самостоятельность исследования и его научная новизна заключаются в том, что автором самостоятельно на основе фундаментальных положений уголовного права и социологии выполнена научная работа, посвященная терроризму, и сделаны глубокие юридически обоснованные выводы, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности и углублении знаний об объекте исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка литературы

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА

 

 

 

  1. 1.     Понятие терроризма

 

 

 

При ясном понимании на уровне бытового и правового сознания, что та­кое терроризм, в чем сущность его возрастающей опасности, единство в вопро­се его определения отсутствует. Указанное обстоятельство приводит к тому, что в некоторых литературных источниках господствует «не правовое, а обы­денное понимание этого явления»[5]. Так, ряд отечественных авторов к терро­ризму относит и бандитизм, и заказные, убийства, и хулиганство, и военные мя­тежи, и уличные беспорядки, и ограбления банков и магазинов, и причинение вреда здоровью, то есть все, что вообще можно каким-либо образом связать с насилием[6].

В публикациях неоднократно отмечалось, что терроризм затрагивает це­лый ряд проблем - правовые, политические, социальные, экономические, пси­хологические, философские, исторические, религиозные, технологические и другие[7]. Не случайно ни на уровне мирового сообщества, ни на уровне законо­дательства отдельных стран, ни в юридической литературе не удалось вырабо­тать общеприемлемого правового определения терроризма. По мнению ряда ученых, существует более 100 определений этого понятия[8]. Такое многообразие объясняется, прежде всего, сложностью и динамичностью самого явления, раз­нообразием его 4юрм, мотиваций, последствий. Формулировки определений различаются в зависимости от того, какой аспект терроризма выдвигается на первый план в соответствии с целями, преследуемыми авторами.

В нашем исследовании представляется целесообразным рассмотреть по­нятие терроризма в следующих аспектах: уголовно-правовом и международно-правовом.

Слово «террор» происходит от латинского terror - страх, ужас. Аналогич­ное значение имеет английское слово «terror» и французское «terreur». В Толко­вом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой террор определя­ется как «устрашение своих политических противников, выражающееся в фи­зическом насилии, вплоть до уничтожения», а «терроризм» как «политика и практика террора»[9]. У В.И. Даля терроризм это устрашение смертными казня­ми, убийствами и всеми ужасами неистовства[10].

Возникновение слова «террор» как термина, характеризующего конкрет­ное явление, обычно связывают с якобинской диктатурой, установленной во Франции в период Великой французской революции в 1793 году[11]. С тех пор оно означает «способ управления социумом посредством превентивного устраше­ния». Хотя в литературе не раз высказывалось мнение, что явления, которые теперь обозначаются этим термином, характерны для истории человечества ед­ва ли не с древних времен. «Как только возникла государственная власть, поя­вились люди, которые желают господствовать любой ценой»[12]. Но революция дала новые идеалы, ради которых можно пойти на убийство.

В России началом эпохи терроризма многие ученые считают выстрел ре­волюционера Дмитрия Каракозова 4 апреля 1866 года в императора Александ­ра II. По логике идеологов и практиков терроризма того времени, он (терро­ризм), с одной стороны, должен был способствовать дезорганизации прави­тельства, а с другой - являлся своеобразной формой «диалога» с ним. В то же время терроризм должен был «возбуждать» народ, подтолкнуть его к восста­нию, чтобы ускорить ход исторического процесса.

Российским Департаментом полиции было проведено «строго конфиденциально» одно из первых криминологических исследований терро­ризма политической направленности под названием «Обзор хроники террори­стического движения в России в 1878-1887 годы». Его целью было предосте­речь французских коллег и получить помощь французской полиции в задержа­нии Л. Гартмана, участника одного из покушений на Александра II.

Необходимо заметить, что ни в законодательных актах Российской Импе­рии, ни в нормативных актах, изданных после. Октябрьской революции 1917 года, не было юридического толкования термина «терроризм». Хотя отдельные эле­менты этого понятия можно увидеть в определении терминов, относящихся к государственным преступлениям.

Понятие «терроризм» впервые появилось в УК РСФСР 1960 года с принятием Федерального закона от 04 июля 1994 г. «О внесении изменений и допол­нений в УК РСФСР и УПК РСФСР», дополнившего Кодекс ст.2133 «Терроризм». В данной статье под терроризмом понималось совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно на­ступления иных тяжких последствий, и располагалась она в главе 10 «Преступ­ления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Этим же законом была введена ст.2134 «Заведомо ложное сообще­ние об акте терроризма», а также предложена новая редакция ст.66 «Террори­стический акт», определившая его как убийство государственного или общест­венного деятеля либо представителя власти (ч.1) либо причинение им тяжкого телесного повреждения (ч.2), совершенное по политическим мотивам. Тем са­мым была расширена субъективная сторона данного преступления, т.к. в пре­дыдущей редакции обязательной была цель подрыва или ослабления Советской власти. Кроме того, УК РСФСР содержал ст. 67 «Террористический акт против представителя иностранного государства», под которым понимались убийство (ч.1) или причинение тяжкого телесного повреждения (ч.2) представителю ино­странного государства с целью провокации войны или международных ослож­нений. Террористический акт и террористический акт против представителя иностранного государства относились в УК РСФСР к особо опасным государ­ственным преступлениям.

В УК РФ 1996 года в целом сохранена преемственность в правовом регу­лировании борьбы с терроризмом. Статья 205 (терроризм) помещена в главу 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и определяет терроризм как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также как угрозу совершения указанных действий в тех же целях. Но понятие терроризма, данное в ст. 205 УК РФ по ряду признаков отличается от понятия, данного в ст. 2133 УК РСФСР. Так, цель совершения описанных в диспозиции дей­ствий дополнена указанием на устрашение населения; акт терроризма должен создавать опасность наступления «иных общественно опасных последствий», а не «иных тяжких последствий», как это было в предыдущей редакции. Очень важным является то, что как оконченный акт терроризма оценивается теперь и угроза совершения казанных в диспозиции действий, высказанная в тех же це­лях. Необходимо отметить, что деяния, предусмотренные ст.205 УК РФ (ст.2133 УК РСФСР) и определенные как терроризм, в примечании к этой статье назы­ваются уже актами терроризма, то есть для обозначения одних и тех же деяний используются два разных термина: «терроризм» и «акт терроризма». Аналогич­ную ситуацию мы видим в ст.207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

В то же время УК РФ содержит и такой термин, как «террористический акт», под которым в ст.277 понимается посягательство на жизнь государствен­ного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его госу­дарственной или иной политической деятельности либо из мести за такую дея­тельность. Данная статья помещена в главу 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» раздела Х «Преступления против государственной власти». Кроме того, в УК РФ имеется ст.360  «Нападе­ние на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой», сходная по ряду признаков со ст.67 УК РСФСР, но в ней уже не используется термин «террористический акт против представителя иностранного государст­ва», и помещена она в главу 34 «Преступления против мира и безопасности че­ловечества» раздела XII с аналогичным названием.

Итак, уголовно-правовое определение понятия «терроризм» дается в ст.205 УК РФ, но принимая во внимание приведенные выше факты, необходимо подчеркнуть следующие моменты.

Первое. Законодатель различает термины «акт терроризма» и «террористический акт». Использование одного термина вместо другого недопустимо, так как УК РФ определяет ими совершенно разные деяния. В средствах массовой информации, при обывательском толковании террористическим актом часто называют любые преступления террористического ха­рактера и, прежде всего, деяния, предусмотренные ст.205 УК РФ, что в уголовно-правовом смысле совершенно неправильно.

Второе. В УК термины «терроризм» и «акт терроризма» равнозначны, что порождает определенные сложности. Общепринято, что понятие терроризм обозначает социально-правовое явление, и ставить его в один ряд с конкретны­ми актами терроризма не совсем корректно. Очевидно, что уголовный закон, в силу своей специфики, мог сформулировать определение терроризма только через описание деяний. Вопрос в другом: в целесообразности применения в нормах одной статьи УК РФ двух понятий, характеризующих чрезвычайно близко одно и то же деяние.

На наш взгляд, для обозначения преступления; предусмотренного в ст.205 УК РФ, наиболее приемлемым представляется термин «акт терроризма». Во-первых, он наряду с понятием «терроризм» уже использован законодателем в ст.205 УК РФ. Во-вторых,  предлагаемый некоторыми учеными термин «акция терроризма»[13] или «террористическая акция»[14] имеет более широкое значение и определен в Феде­ральном законе «О борьбе с терроризмом» как непосредственное совершение преступления террористического характера.

Формулировку же рассматриваемого понятия можно дать в комплексном законе о борьбе с данным явлением и отразить её в УК РФ, где помимо ст.205, содер­жится еще ряд норм, близких к современному пониманию терроризма.

Необходимо заметить, что в юридической литературе высказывается мнение о том, что в Уголовном кодексе вообще нецелесообразно выделять са­мостоятельную статью об ответственности собственно за терроризм, что в нем достаточно норм, устанавливающих ответственность за данное явление.[15] По­добное утверждение, на наш взгляд, является спорным. Уже отмечалось, что существовавшие в Уголовном кодексе нормы не охватывали всего многообра­зия проявлений терроризма в современных условия. Предусмотрев рассматри­ваемую статью, законодатель восполнил этот пробел.

Определение терроризма содержится в ст. 3 Федерального закона от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом».

То есть, понятие терроризма дается через перечисление конкретных дей­ствий, которые рассматриваются как преступления террористического характе­ра. Непосредственное осуществление этих преступлений называется террори­стической акцией. Террористическая деятельность характеризуется как дея­тельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористиче­ской акции;

2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физически­ми лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в терро­ристических целях;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование заведомо террористической организации или террори­стической группы или иное содействие им.

Преступления же террористического характера в соответствии с Феде­ральным законом «О борьбе с терроризмом» это преступления, предусмотрен­ные ст.205, ст. 205-1, ст.206, ст.207, ст.208, ст.277 и ст.360, а также к ним могут быть отнесены другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они со­вершены в террористических целях. Иначе говоря, законодатель оставляет этот список открытым.

В юридической литературе даются различные перечни преступлений тер­рористического характера, называются они тоже по-разному. К примеру, Ю.М. Антонян в зависимости от наличия такого признака, как устрашение, выделяет «собственно террористические» и «террористические преступления». Под пер­выми он понимает деяния, предусмотренные ст.ст.205, 207 и 277 УК РФ, под вторыми - деяния, предусмотренные ст.ст.126, 206, 211, 278, 279, 280, 281, 282, 294, 295, 317, 318, 357, 358, 360 УК РФ. В последних, по его мнению, устраше­ние не является признаком состава преступления, но может присутствовать в действиях лица.

Г.В. Овчинникова преступления, включенные ею в понятие терроризм, подразделяет на следующие группы: собственно терроризм, предусмотренный ст.205 и ст.207 УК РФ, и иные преступления, отнесенные к проявлениям терро­ризма международными соглашениями, и, соответственно, наказуемые по на­циональному законодательству: ст.ст.206, 211, 277, 360 УК РФ[16]. По ее мнению, общими чертами всех этих преступлений являются:

1)открытость, демонстративность, иногда ультимативность действий и требований;

2)насилие, связанное, как правило, с общеопасным способом действия;

3)причинение физического вреда или применение психического насилия в отношении неопределенного круга лиц, в том числе случайных, «невинных» жертв;

4) причинение материального вреда объектам не как самоцель (чтобы вы­вести их из строя, как при диверсии), а как средство воздействия на людей (на­селение) или на власть (государство) в тех же целях;

5)транснациональный и международный характер. На три последних положения, как на обязательные признаки преступле­ний террористической направленности, указывает также М.Ю. Павлик[17].

Т. Боголюбова считает, что терроризм может воплощаться в жизнь самым различным образом, а именно преступлениями, предусмотренными ст.ст.105, 111, 119, 126, 205, 211, 277, 281, 360 УК РФ и другими. И хотя она признает, что «обычно к преступлениям террористической направленности относят пося­гательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защи­той (ст.360 УК РФ)», по ее мнению, «совершение терроризма возможно любым из перечисленных выше преступлений» [18].

О. Хлобустов к преступлениям террористического характера, помимо указанных в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», относит и иные составы преступлений, в частности «умышленное уничтожение или поврежде­ние имущества (ст. 167 УК РФ), бандитизм (ст.209), организация массовых бес­порядков (ст.212), диверсия (ст.281), посягательство на жизнь лица, осуществ­ляющего правосудие или предварительное расследование, или его угроза (ст.295-296) и ряд других»[19].

Анализируя и сопоставляя приведенные нами мнения ученых и положе­ния закона, можно сделать следующие выводы.

Первое. Нет единства по поводу названия указанной группы преступле­ний. В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» они именуются «престу­плениями террористического характера», что, на наш взгляд, вполне приемле­мо.

Второе. Неоднозначным является вопрос о перечне преступлений терро­ристического характера. Предложенный законодателем список некоторыми ав­торами подвергается сомнению. В частности, И. Кириллов считает, что ст.ст.207 и 208 УК РФ нет оснований относить к указанной категории, так как в них отсутствует основной признак состава, предусмотренного ст.205 УК РФ - соответствующая цель. А в составах преступлений, предусмотренных ст.ст.277 и ст. 360 УК РФ террористический характер деяния может быть усмотрен лишь в качестве факультативного признака.

На наш взгляд, из обязательного перечня преступлений террористическо­го характера можно исключить только ст.208 УК РФ, так как предусмотренное ею преступление может носить террористический характер только когда неза­конное вооруженное формирование создается для совершения преступлений в террористических целях.

Кроме того, преступление, предусмотренное ст.211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного со­става», традиционно считается в международных документах проявлением тер­роризма (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых па борту воздушного судна 1963 года; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года; Монреальская кон­венция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года). Поэтому указанную статью можно включить в обязательный перечень преступлений террористического характера, преду­смотренный Федеральным законом «О борьбе с терроризмом».

Излишне расширять данный список нет необходимости, так как, во-первых, законодателем перечислены деяния, традиционно признаваемые меж­дународным сообществом формами проявления терроризма; во-вторых, как уже указывалось выше, к ним могут быть отнесены и другие преступления, не­обходимо лишь наличие террористических целей.

Итак, и Уголовный кодекс, и комплексный Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» определяют рассматриваемое явление путем перечисления конкретных деяний. Такой подход использовался во всех международно-правовых соглашениях, конвенциях, кодексах и их проектах, касающихся борь­бы государств с терроризмом вообще, и международным терроризмом в част­ности. В рекомендациях, разработанных Комитетом ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней на его XI сессии в 1990 году, такое решение про­блемы представляется более конструктивным, чем попытки сформулировать абстрактное определение этого явления.

Проблема терроризма имеет один существенный аспект - междуна­родно-правовой. Объясняется это тем, что, во-первых, понятие терроризма, предлагаемое национальным законодательством, должно соответствовать поня­тиям, зафиксированным в международных документах. Во-вторых, междуна­родный характер угрозы терроризма требует объединения усилий всех госу­дарств в борьбе с этим опасным явлением.

Охарактеризуем более подробно некоторые из наиболее известных международных террористических организаций.

Японская Красная армия. Эта международная террористическая группа создана в 1970 г. Среди крупнейших террористических актов, осу­ществленных армией, - массовое убийство в израильском аэропорту Лод в 1972 г., попытка захвата посольства США в Куала-Лумпур и там же захват двух авиалайнеров. В Америке задержали боевика армии со взрывчаткой в 1988 г.

Число членов армии неизвестно, костяк руководства около 8 человек. Неизвестно и местонахождение организации. Ее лидер на свободе.

Организация Моджахедин-е-Хальк. Создана в 60-е годы детьми иранских коммерсантов, получивших высшее образование. Цель -противодействие чрезмерному западному влиянию на режим шаха. Главное -активная антизападная деятельность. Кроме пропаганды своих идей использует и терроризм. На счету организации убийства американских военнослужащих, нападения на посольства Ирана в 13 странах мира. Насчитывает несколько тысяч боевиков.

Группа Шакаки Палестинского исламского джихада. Создана в 70-е годы в секторе Газа палестинскими боевиками. Это не единая организация, а несколько тесно связанных групп. Считает США своим главным врагом за их поддержку Израиля. О численности организации сведений нет. Самая крупная группировка находится в Сирии. Финансовая помощь идет в основном из Ирана.

Аль-Кайда. Основана Усамой бен Ладеном примерно в 1990 г. Ее другое название «Всемирный исламский фронт джихада против евреев и крестоносцев». Цель - «восстановление мусульманского государства во всем мире». Организация утверждает, что все мусульмане обязаны везде убивать американских граждан, неважно - гражданских или военных.

На счету Аль-Кайды взрывы американских посольств в Найроби, Кении, Дар-эс-Саламе, Танзании. Погиб 301 человек, 500 ранено. А еще убийства американских военных в африканских странах, подрывы американских самолетов. Организация планировала убийство Папы Римского в 1994 г. во время его визита в Манилу с одновременным подрывом американского и израильского посольств, убийство президента Клинтона в 1995 г. во время его визита на Филиппины. Как полагают специальные службы США, именно это формирование спланировало и осуществило налеты летчиков-камикадзе на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г.

В организации несколько тысяч членов, он имеет учебные лагеря для подготовки террористов. Средства, на которые существует Аль-Кайда, это 300 миллионов долларов, унаследованные бен Ладеном от отца, которые он тратит на борьбу. Кроме того, деньги идут от принадлежащих Аль-Кайде прибыльных предприятий, также идут пожертвования.

Хезболлах. Носит и другое название – «Партия Бога», она же «Партия Всевышнего», «Исламский джихад» и другие названия. Организация агрессивно настроена против Запада и Израиля. Американцы считают установленной причастность данного формирования ко многим терактам против США. В 1983 году водитель-камикадзе с взрывчаткой в грузовике подорвал себя у здания посольства США и казарм морских пехотинцев в Бейруте погибли более 300 пехотинцев. Позже боевиками похищались американские граждане, захватывались заложники, в том числе из США в Ливане.

Численность - несколько тысяч человек. Ячейки организации есть в Европе, Африке, Северной и Южной Америке и в других регионах. Получает солидную денежную поддержку.

Следующая страница >>