Количество страниц учебной работы 55
Содержание Введение3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме здоровьесбережения у школьников…6 1.1. Сущность понятия «здоровье человека»……………………………………………6
1.2. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые с младшими школьниками7
Глава 2. Здоровьесберегающие педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в неурочное время (в группе продленного дня)18
2.1. Изучение состояния здоровья учащихся начальных классов и соответствия окружающей среды санитарно-гигиеническим нормам18
2.2. Выбор здоровьесберегающих технологий и их апробация на дополнительных занятиях в группе продленного дня с учениками 2-го класса27
2.3. Анализ результатов исследования29
Глава 3. Рекомендации по выбору здоровьесберегающих технологий…………….39
Заключение42
Библиография44
Приложения51 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что забота о сохранении здоро-вья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ре-бенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учится. И педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и акту-альна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухуд-шение здоровья школьников. Это обусловило появление работ, в которых предпринимаются попытки най-ти пути и способы сохранения здоровья детей в процессе образования. Среди та-ких работ можно назвать исследования М.В. Антроповой, В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попова, Н.К. Смирнова, И.Ю. Соколовой, И.В. Чупахи, В.Ф. Ба-зарного, Е.Н. Дзятковской и др. В современных условиях модернизации российского образования ориентация учителя должна быть связана с усилением внимания к формированию у детей культуры поведения, усвоения этических норм, сформированности ценностных отношений. Актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Наблюдения, проведенные Л.И. Колесниковой, показывают, что использова-ние здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профи-лактику асоциального поведения [46, с. 8].
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направ-ления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полу-ченные знания в повседневной жизни. В педагогической и методической литературе описаны в основном общие подходы к проблеме здоровьесберегающих технологий [28; 33; 38; 41; 52; 54; 56; 76; 77]. Материалом о том, какими средствами и методами можно решать эту про-блему в неурочное время у школьников разработано, на наш взгляд, недостаточно. Цель исследования осуществить выбор здоровьесберегающих технологий (методы и приемы) для реализации в группе продленного дня.
Объект исследования учебно-воспитательный процесс с элементами здо-ровьесберегающих технологий у младших школьников.
Предмет исследования факторы окружающей среды, содержание и формы организации учебного процесса, а также методы обучения, направленные на со-хранение и укрепление здоровья младших школьников.
Гипотеза реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в группе продленного дня способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами сформули-рованы следующие задачи исследования
1.Изучить и проанализировать литературу с целью рассмотрения понятия «здоровье» человека.
2.Изучить современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с младшими школьниками.
3.Провести экспериментальное изучение состояния здоровья учащихся на-чальной школы и состояния окружающей среды школьного класса, а также выяснить их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
4.Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий и осуществить их апробацию с учениками 2 класса.
5.Проанализировать результаты проведенной экспериментальной работы и сформулировать выводы.
6.Подготовить методические рекомендации по использованию здоровьесбе-регающих технологий.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследова-ния, как анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования (программ, учебников, дидактических материалов); опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контроль-ный этапы), анкетирование, наблюдение, количественно-качественная обработка результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
•концепции гуманизации и личностно-ориентированного образования, ак-сиологического подхода, согласно которым человек, его здоровье является выс-шей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процес-са в начальной школе (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, К.Роджерс, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.). •идеи и научные положения, обусловленные концепцией здорового образа жизни и здравотворчества (А.М. Амосов, М.В. Антропова, В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Л.М. Кузнецова, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко и др.). •идеи использования инновационных здоровьесберегающих технологий (В.И. Ковалько, Н.Н. Куинджи, С.В. Попов, Н.К. Смирнов, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.). База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ № 5. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 2 «Б» класса в количест-ве 19 человек (10 девочек и 9 мальчиков).
Теоретическое значение исследования заключается в обобщении литера-турного материала об использовании современных здоровьесберегающих техно-логий в учебно-воспитательном процессе школы.
Практическое значение исследования обусловлено тем, что разработанные дидактические материалы здоровьесбежения, формы, приемы и методы могут быть полезны учителям начальных классов в их практической дея-тельности.
Стоимость данной учебной работы 1170 руб.